Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google
Dec
04

Балы имперской России – предшественники рэйвов

Опубликовал: Тадж-Махал

Балы имперской России, от Петра I до Николая IIХудожник Тимур Новиков как-то обронил, что самым первым рэйвером в России можно условно считать Петра Первого, и что строил он Петербург в расчете на то, чтобы развлечься в нем возможно было от души. В словах этих, достаточно игривых, все же есть, правда. Бесспорно то, что Петр Первый представил России балы и был первым русским царем, заставившим дам танцевать на них. Русские дамы танцевать начинали неохотно, под строгими взглядами своих отцов и мужей. Но танцевали, поскольку знали, что если ослушаться воли Петра, то дело кончится плохо. Однако балы при Петре по масштабам своим все же невозможно сравнивать с многотысячными рэйвами.

Город рос и развивался. Горожан становилось больше, дворцы просторней, а нравы демократичней. Екатерина Вторая увлекается уже костюмированными балами в духе мудрых правителей. Она появляется в обществе в масках, чтобы послушать, что о ней говорят приближенные. Все это было игрой, конечно, игрой очень веселой. Дальше - больше. Приходит время царствования Александра Второго с его исторической реформой 1859-1860 годов. Вот тут все и начинается. С этого времени и вплоть до начала Первой мировой войны костюмированные балы в городе приобретают такой размах, что с массовыми развлечениями наших дней их сравнивать уже вполне можно, и не только в отношении масштаба, но и в совпадении целей и задач. “Наше современное общество не хуже римского осознало важность публичных увеселений и употребляет все средства для того, чтобы публика не скучала” - писал в 1861 году известный литератор В. Слепцов. Эту мысль вполне можно отнести к концу XX века.

Бальные вечеринки в помещичьих домах и буржуазных квартирах в начале XX векаСвоего совершенного блеска костюмированные балы достигают в начале первого десятилетия нашего века и процветают и развиваются вплоть до Первой мировой войны. В это время балы готовятся как одно большое законченное художественное произведение, начиная с пригласительных билетов (то есть флаеров). Никакое другое увеселение не способно сравниться в это время с костюмированными балами, внимание всех газет приковано к ним. И здесь, как бы ни хотелось уйти от сравнений, никуда не деться по причине того, что или устремления людей во все времени одинаковы и ничего не меняется, или все возвращается. Так или иначе, отмеченные светской хроникой балы 1910-х годов вызывают в памяти воспоминания о рэйвах в Москве и Петербурге начала 1990-х, когда рэйв тоже готовился как одно большое законченное художественное произведение, начиная с пригласительных билетов (вспомните вечеринки во дворце Шуваловых, во дворце спорта “Юбилейный” на коньках, “Мобиле”, “Гагарин party” и другие).

В начале века в Петербурге проводится такое количество костюмированных балов, что на это обращают внимание все другие европейские столицы. Балы проводит Дворянское и Купеческое собрания, Немецкий клуб, польская и французская колонии, учебные заведения и благотворительные общества. Балы устраиваются частные, клубные, закрытые и открытые. Моду на те или иные костюмированные балы определяет дворянство и артистическая молодежь. Особое место занимают балы художников. Как и рэйвы начала 90-х, так и балы Академии художеств, становятся сосредоточением модных жанров современного искусства.

К сожалению, очень мало осталось, да и было не много, фотографий с аристократических балов, поскольку среди аристократов в то время было непопулярно выставлять свою жизнь напоказ. Фотоматериал дает возможность понять характеры любителей балов - выходцев большей частью из среднего класса.

Афиша бала в пользу недостаточных слушательниц Высших женских архитектурных курсов. Петербург. 1912-1914 гг.В начале века в Петербурге не было специальных компаний или агентств, которые брали бы на себя все хлопоты по устройству бала (типа БАЛМОНТАЖа). Балы, в принципе, не считались делом доходным. Каждое общество, клуб, учебное заведение выбирало бальную комиссию, которая собственно и занималась устройством бала.

Безусловно, у бальной комиссии были свои доходные и расходные ведомости, но часто расход средств на организацию бала превышал доход. Ведь, как уже говорилось раньше, балов в Петербурге проводилось великое множество, шла борьба за публику, а светские львы за одну ночь успевали побывать на 5-6 балах. Чтобы привлечь публику, балы приходилось делать все роскошней и роскошней, а это, разумеется, - деньги. К тому же средства, собранные на балу, часто уходили на благотворительные программы, будь то помощь бедным художникам или бездомным животным.

Объявление: “В субботу, 10-го… Бал-Сказка. Цена билета 6 рублей, и для учащихся (в форме) 1 руб. 50 коп. Можно получить в магазинах: Дациаро, Аванцо, Конради, Жорж Борман, Бр. К. С. Поповых. Бр. Корниловых (самые известные магазины в столице). При входе на бал цена билета 10 руб.”. С подобного объявления, опубликованного “Петербургской Газетой” 10 февраля 1901 года, и начиналась рекламная кампания общественного бала, то есть бала, на который мог попасть всякий желающий, способный заплатить за билет. Публичный бал - это нововведение эпохи реформ Александра (чувствуете параллели?).

После объявления в газете для оформления афиши и почетных билетов бальный комитет приглашал именитого художника или восходящую звезду. Кстати, афиши как художественно оформленное объявление своим появлением в Петербурге обязаны балам.

Упомянутая бальная комиссия, избиравшаяся Клубом любителей катания на роликовых коньках (такой клуб появился в Петербурге в 1890-х годах), академией или любым другим подобным объединением людей, была делом необходимым. Иначе было невозможно, поскольку при подготовке бала требовалось соблюсти ряд формальностей: получить разрешение петербургского градоначальника, пожарной команды. Отдельное разрешение требовалось на устройство буфета, продажу в нем вина или шампанского, бокалами или бутылками. Нужно было договориться об аренде помещения. А ведь, скажем, балы художников проводились в лучших залах Петербурга: Таврическом дворце, Дворянском собрании, петербургских театрах, зале “Аквариум”.

Нужно было напечатать афиши, билеты: объехать артистов (ведь на каждый бал пытались привлечь звезд), уговорить их, иногда за гонорар, иногда просто из-за любви к искусству, выступить на балу; оформить зал и вход на бал. Так в 1902 году при проведении бала в “египетском стиле” студенты Академии художеств выхлопотали у городских властей разрешение зажечь факелы перед сфинксами у здания Академии.

Скейтинг-ринг, Белый Бал на Марсовом поле. Карнавальное шествие. Петербург. 1913 г.Буфеты, однако, устраивались не всегда. Чаще приглашались известные балерины, реже актрисы или оперные дивы, для продажи шампанского бокалами в разукрашенных киосках. Это, конечно, стоило чуть ли не больше, чем бутылка в магазине, но из прелестных ручек Матильды Кшесинской, Анны Павловой или Веры Комиссаржевской многие желали получить свой бокал за любую цену. Почетные билеты высылались важным гостям - сенаторам, членам Государственной Думы, - и за них нужно было выложить крупную сумму денег, но добровольно. Бесплатные пригласительные билеты могли быть только, скажем, для студентов Академии художеств, если бал был академический, но и в этом случае студентов на балу было намного меньше, чем публики по билетам. Обычно билет на бал стоил 3 рубля, что было немало, поскольку за 3 рубля можно было в те времена купить бутылку хорошего вина. А за почетный билет выкладывали 50 или 100 рублей, и он доставлялся на дом с обращением по имени и “милостивым государем”. Изготовлению почетных билетов уделялось особое внимание. Почетный билет становился произведением искусства и способен был занять достойное место в любой хорошей коллекции.

Почетные билеты - это не единственный способ привлечения спонсоров. Известные петербургские магазины или мастерские охотно предоставляли свою продукцию для декорирования бала. Значащееся в программке модного бала упоминание - “Мебель и материи из магазина г. Р. Мепыцера”, “Ковры из восточного магазина г. Вапианц”, “Электрические подписи по системе Эльблойт поставлены Шифлор и КО” - служило хорошей рекламой.

Кроме этого, на балах в Мариинском театре вовсю воплощалась в жизнь идея фонтанов из вина и духов, как развлечения для публики и рекламы винных и парфюмерных компаний. При желании, разумеется, фонтанами можно было не только любоваться, но и пользоваться, однако последнее было не принято. Точно так же, как и не было принято порядочным дамам появляться на общественных балах в театрах, поскольку главным развлечением на таких балах были любовные истории. Только из ложи можно было смотреть на веселье внизу (как порядочным дамам, так и членам императорской фамилии).

Как бы там ни было и какие бы ветры перемен не кружили землю, принцип построения увеселения сохраняется практически один и тот же, будь то бал, вечер комсомольского актива или клубная вечеринка. Все дело в качестве развлечения, настроениях и выборе публики, ее отношении к тем или иным увеселениям. На костюмированных балах дворянства, академических, общественных или частных, помимо концертных выступлений и танцев важной частью программы были костюмированные шествия и конкурсы костюмов, победители в которых получали призы, а их фотографии публиковали газеты или журналы. Кстати, конкурсы красавиц и красавцев зародились тоже на балах. Там часто проводились лотереи-аллегро, выигрышами которых были украшения из драгоценностей или произведения именитых авторов, если это были вечеринки художников. На балах Академии художеств, которые серьезно изучала искусствовед Юлия Демиденко. обычным делом были пантомимные спектакли и “живые картинки”. Например, на балу 1880 года “живую картинку” “Эвридика” представил художник В. Верещагин. Картинка эта была выполнена им по своему же полотну, ранее выставлявшемуся .

Балы, как правило, были тематические, и все - оформление зала, костюмы, манера поведения публики - соответствовало избранному предмету, будь то “египетская” тема, “греческая”, “сказка” или любая иная. Пример тому - бал “Весна” в Академии художеств (1906 г.). Цветы, живые цветы были повсюду. Были специальные цветочные киоски с ландышами, ирисами, фиалками и розами. Над эстрадой - легкое весеннее голубое небо. В центре зала с созданной художниками скалы падал ручей. На том балу было загублено множество золотых рыбок, потому что проводился конкурс, кто быстрее и больше сумеет выловить их из аквариумов. Около часа ночи на балах начинались костюмированные шествия, которые включали в себя несколько сотен человек. Одну из таких процессий на балу Академии художеств описал А.Рылов: “Распорядитель расчищал путь для процессии из всевозможных морских существ: прыгали и резвились маленькие рыбки, помахивали усами и клешнями громадные омары, ползли крабы, плыли акулы, дельфины и прочая тварь водяная. Морские кентавры везли колесницу, на которой восседал бородатый Посейдон с трезубцем в руках. В раковине, которую несли тритоны, стояла стройная златокудрая Венера, только что вышедшая из пены морской”.

Вечеринка в буржуазной квартире. 1912-1914 гг. Красиво одетые молодые люди, кадеты, дамыУдачными считались балы, собиравшие много публики. Обычно они начинались с 20.00 до 23.00, а разъезд публики мог быть в 4 утра. “В третьем часу ночи на четвертое февраля, когда мы оставили зал Дворянского собрания, публика все подъезжала да подъезжала к залу собрания”, - сообщала светская хроника об одном из удачных балов. Самой блестящей эпохой придворных балов считалось царствование Николая Первого и начало царствования Александра Третьего. При Николае Втором придворных празднеств было мало из-за болезней императрицы. И те немногие балы при дворе всегда несли в себе государственную идею, будь то бал в костюмах народов Российской Империи или в древнерусских одеждах. Недостаток же в придворных балах аристократия компенсировала балами в частных домах. Очень хорошие светские вечера собирали у себя Белосельские-Белозерские, Орловы, Шуваловы. После постановки балета “Клеопатра”, где известная танцовщица Ида Рубинштейн блистала в ультрамариновом парике, Леон Бакст делал эскизы костюмов для большинства дам. Возникла мода на XVIII век, и на балах появилось бесчисленное количество арапчат даже настоящих негров. Найти их в Петербурге было сложно, поскольку в 1898 году появились первые автомобили, считалось уж очень аристократичным иметь водителя негра. В столице их вначале было трое, потом стало полтора десятка, и о каждом новом с восторгом сообщали газеты.

Мода на балы в различных стилях распространялась вширь и вглубь. В стиле XVIII века проводятся общественные балы, которые посещает, в основном, мещанское население, изредка - интеллигенция и небогатое дворянство. Их, естественно, посещают ловеласы и барышни, любительницы развлечься, - от вполне сомнительных по добродетелям до вполне приличных и просто авантюрных. Петербург тогда был крупным капиталистическим городом, и в нем было очень много дам на содержании или тех, кто ими еще не стал, но очень хотел. И вот все эти Etoile-”звездочки” слетались на балы как бабочки к наполненным нектаром цветам. Все стремились на бал - как в начале 90-х все стремились на рэйв.

Кажется, что город все свои вечера проводил на балах, и писатели-демократы отмечали, что публичные балы были выдуманы исключительно для того, чтобы отвлечь публику от серьезных проблем. Хотя, скорее всего, в конце прошлого века Россия просто потянулась за Европой. Там уже давным-давно устраивали балы, на которые могли попасть совершенно разные в финансовом и в сословном положении люди. В том и заключалась прелесть балов-маскарадов: неизвестно было, кто скрывался под той или иной маской. Балы обладали огромным потенциалом интриг, чем вдохновляли писателей и музыкантов.

В 1908 году становится заметным, что костюмированные балы свою роль выполнили, и интерес к ним постепенно пошел на убыль. Они начинают плохо посещаться, и доходы от балов едва покрывают расходы.

В 1910-х годах костюмированные балы начинают уступать место концертам-балам. К участию в концертах-балах, скажем, в Академии художеств, приглашают самых ярких звезд того времени, например, дуэт Тамары Карсавиной и Вацлава Нижинского. Заканчивались же концерты танцами, только уже без масок. После 1917 года, разумеется, ни костюмированные балы, ни концерты-балы больше уже не проводились. Свобода кончилась.

Ю. Демиденко, В. Кацуба
1997 г.

Это также интересно:

  1. С. Вакарчук о музыкальных рынках России и Украины