Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

A - A

К оглавлению

Passion

PassionPassion (Passio Domini nostri Jesu Christi; "Страсти Господни"). Драматические представления истории страданий Христа возникли около 8-го века, и сохранились по сие время в известных "Passionsspiele" (в Обераммергау, в Баварии); срв. Мистерии. Музыка применялась в них только в случае надобности (пение ангелов и т.п.). Музыкальная разработка Р. коренится, однако, уже в григорианском хорале, который предписывал на страстной неделе исполнение Р. по евангелистам; вскоре начали поручать текст рассказывающий события одному певцу, слова Христа — другому, слова первосвященника третьему и т.д.; возможно, что отсюда прямо и произошли драматические представления Р. Организовав свои духовные представления (см. оратория), Ф. Нери создал этим нечто вроде духовной оперы, так как музыка для этих представлений писалась в Stile rappresentativo и они исполнялись в костюмах. Кариссими, напротив того, снова ввел роль повествователя, отказавшись от драматического представления; с этого времени можно различать две раздельные формы: аллегорическую ораторию и библейскую ораторию, причем Р. является образцом последней. Различие между такими произведениями как Рождественская оратория Баха и его же Р. заключается лишь в содержании — форма у них одинаковая.

Новая же (протестантская) Р. отличается от старинных библейских ораторий введением субъективного элемента — благочестивого созерцания; начало этому сделал, вероятно, Барт. Гезе, начавший Р. хором "Erhebet eure Herzen etc." и закончивший с благодарственным хором: "Dank sei dem Herrn etc." Это нововведение перенял затем Шюц в своей Пасхальной оратории и прибавил еще несколько небольших новых моментов (Victoria! евангелиста, 6-глсный хор учеников в середине произведения и пр.), Иоганн Себастиани, которого обыкновенно называют творцом новой Р., вставил в нее хоралы, мелодии которых пелись общиной "для возбуждения большего благочестия", тогда как гармония исполнялась на инструментах. Законченность свою форма эта получила наконец у И. С. Баха, введшего созерцательные арии и хоры (так назыв. "Сионской общины"). Срв. Spitta "Die Passionsmusiken von J. S. Bach und Heinrich Schütz" (1893) и O. Kade "Die älteren Passionskompositionen bis 1631" (1891—94).

Другие люди и понятия:

Perfectio

PerfectioPerfectio (лат.) — термин мензуральной музыки (см.); под ним подразумевались: 1) в 12—13-м веке длительность longa perfecta, соответствовавшая в то время приблизительно тому, что мы теперь понимаем под… Полная информация

Pibrochs

PibrochsPibrochs (произн. "пайбрёк"; гаэлическое piobaireachd, "мелодия для дудки"), старинные шотландские музык. пьесы, вариации для волынки на известную тему (u-rlar) "заканчивающиеся оживленным… Полная информация

Piccolo

PiccoloPiccolo (итал.), маленький. Flauto p., называемая также просто p. — маленькая флейта, октавная флейта, пикколо-флейта, пиккола, см. Флейта. Oboe piccola, обыкновенный гобой (см.). Violino piccolo, половинная скрипка…. Полная информация