Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

A - A

К оглавлению

A

AA — название первого тона вашей основной гаммы (AB[H]CDEFG), срв. Основная гамма и Буквенное тонописание. Итальянцы, французы и испанцы называют этот тон la или (особенно в старинных теоретических сочинениях) полным сольмизационным названием а lamire, а также а mila; срв. Сольмизация и Мутация.

В России применяются оба названия; впрочем второе (la) употребительней. Букву А, смотря по тому, к какой октаве (см.) относится обозначаемый ею тон, пишут прописной или строчной, а также прибавляют к ней черточки справа или сверху (если это строчная буква) и слева или снизу (если это прописная буква). В последнее время обыкновенно ставят вместо черточек соответствующие цифры, так что или а″ или а2 равнозначущи.

По одночертному а (a1) строятся всегда наши оркестры, причем тон дает гобой. Нормальная высота этого тона, прежде сильно колебавшаяся, была установлена в 1858 г. французской академией в 870 простых или 435 двойных колебаний в секунду ("парижский камертон", называемый также, "низким строем" в отличие от значительно более высокого, употреблявшегося до того и различного в разных странах и городах); парижский строй (Diapason normal) вводится теперь постепенно повсюду. На международной конференции, заседавшей в Вене 16—19 ноября 1885 г. для установления однообразной высоты строя, было решено присутствовавшими представителями держав рекомендовать эту высоту строя для всеобщего пользования. В Германии и Франции камертоны, по которым строятся рояли, имеют высоту a1 (или a2), между тем как в Англии строят по c2. — На титулах старинных певческих книг а значит Altus (альтовый голос). В новейших партитурах буквы (A — Z, Aa — Zz) служат вехами, с помощью которых, при разучивании пьесы, все музыканты могут сразу начать повторение ее с любого места. В последнее время с тою же целью стали употреблять цифры, что пожалуй более целесообразно.

В новейших теоретических сочинениях (у Готфрида Вебера, М. Гауптмана, К. Ф. Рихтера и др.) употребляются буквы в значении аккордов; в таком случае A обозначает аккорд A-dur, a — аккорд A-moll и т. д.

В старых антифонариях, тонариях и пр. грегорианского церковного пения (особенно в нотированных невмами) приписанное вначале а обозначает, что песнопение построено на первом церковном ладе (гласе).

В итальянских исполнительных надписях а часто имеет значение предлога, напр. а due — по двое (в 2 голоса), см. соответственные существительные.

Другие люди и понятия:

Accentus

AccentusAccentus, как часть католического ритуального пения есть противоположность Concentus. Под именем Concentus старейшие указания понимают по отношению к литургическому пению все, что должен петь полный хор,… Полная информация

Acciaccatura

AcciaccaturaAcciaccatura (итал., произн. аччьяка-, — "совместный удар"), устаревшее украшение в органной и фортепианной игре, состоявшее в том, что одновременно с одним из тонов аккорда брали и его нижнюю… Полная информация

Adagio

AdagioAdagio (ит., пр. ададжьо) одно из старейших обозначений темпа, встречающееся уже в начале 17 века. Слово "adagio" означает по итальянски: удобно, покойно, но с течением времени оно получило в музыке… Полная информация