Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - Л

К оглавлению

Копула

КопулаКопула, куплер (лат. Copula, нем. Koppel, англ. Coupler) в органе:

1) механизм, с помощью которого при игре на одной клавиатуре нажимаются одновременно и клавиши другой или других клавиатур, что заставляет звучать и соответствующие трубы этих клавиатур. Различают мануальные и педальные к. Первые связывают между собой две или три мануали и притом обыкновенно таким образом, что побочные мануали приводятся в действие лишь через посредство главной мануали; впрочем в больших органах можно связывать между собой побочные мануали и помимо главной. Педальная к. имеют либо такую же конструкцию (Anhängekoppel), либо действуют непосредственно на особые вентили отделений воздушных камер, соответствующих главной мануали, не нажимая при этом клавиш последней. По конструкции к. делятся на нажимные (Druckkoppel) и оттягивающие (Zugk.); первые нажимают сверху на клавиши клавиатур, расположенных ниже (Froschkoppel или Klötzchenkoppel), а последния тянут вниз клавиши клавиатуры, расположенной выше их (Gabelkoppel). Названия Winkelhakenkoppel (наборная к.), Wippenkoppel (качающая к.) и т.д. указывают на особенности в деталях их конструкций. Смотря по приспособлению, при помощи которого к. приводятся в действие, они разделяются на ручные (вытягивается рукой, как регистр), ножные (нажимается ногой) и выдвижные (когда нужно несколько выдвинуть клавиатуру.

2) Октавные к. соединяют каждую клавишу с тоном, лежащим на октаву выше или ниже ее, или же с тем и другим одновременно (двойная октавная к.); получается мощный эффект игры с удвоением и утроением соответственных голосов.

3) (Koppelflöte) устарелое название различного рода лабиальных голосов, а именно: Prinzipal 8 фут., Hohlflöte 8 фут., Gemshorn 8 фут. и др.

4) Copula, — одна из наиболее старинных форм (способов письма?) в мензуральной музыке; судя по туманным сообщениям авторов (Гарландиа, Франко, Одингтон) — изукрашенный дискант, в особенности род коды или финальной каденции на заключительной ноте Cantus firmus’а (без строгого соблюдения размера); нечто среднее между старым органумом и строгим дискантом.

Другие люди и понятия:

Копылов

КопыловКопылов, Александр Александрович, род. 1854 в СПБ. 1862—72 пел в придв. капелле, где также изучал игру на скрипке (Кременецкий), фп. (Рыбасов) и теорию. Позднее К. учился композиции у Гунке и много лет у… Полная информация

Корбетт

КорбеттКорбетт (Corbett), 1) Вильям, англ. скрипач-виртуоз, член корол. оркестра (Queen’s band), в 1711—40 жил в Италии (Рим), по возвращении откуда занял снова свое место в оркестре и умер в 1748. Свою богатую… Полная информация

Корганов

КоргановКорганов, 1) Геннарий Осипович, род. 30 апр. 1858 в Кварелии (Грузия), ум. 31 марта 1890 в Ростове н./Д., талантливый пианист и композитор. К. уже 11 лет сочинял романсы. Музыке учился в Тифлисе (будучи… Полная информация