Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Лист

ЛистЛист (Liszt), Франц, гениальный, несравненный пианист и замечательный композитор, род. 22 окт. 1811 в Райдинге близ Эденбурга (Венгрия), ум. 31 июля 1886 в Байрейте, сын управляющего князя Эстергази; отец его был музыкален, играл на фп. и нескольких струнных инструментах и потому был в состоянии дать пищу рано проявившемуся музык. таланту мальчика. Шести лет маленький Л. начал учиться игре на фп., девяти лет он выступил впервые в концерте слепого молодого барона ф. Брауна в Эденбурге с таким успехом, что отец мальчика решил устроить его собственный концерт в Пресбурге; этот второй концерт доставил маленькому Л. от нескольких венгерских магнатов (Амаде, Аппоньи, Сапари) ежегодную стипендию в 600 гульденов на 6 лет для завершения артистического образования. Тогда отец Л-а отказался от своей должности в Райдинге, и родители всецело посвятили себя воспитанию сына, переселившись немедленно (1821) в Вену, где Черни сделался учителем Листа по фп-ной игре, а Сальери по теории. Успехи Л. были невероятны; известно, что Бетховен, на прощальном концерте Л. перед отъездом последнего из Вены, был так восхищен игрой мальчика, что взошел на эстраду и поцеловал его. Из Вены Л. отправился в Париж (1823); добросовестный отец хотел поместить сына для усовершенствования в консерв.; но Керубини, который терпеть не мог Wunderkind’ов, отказался принять Листа под тем предлогом, что он иностранец. Таким образом настоящей высшей школой для Л. сделалась необходимость выступать публично. Как в Вене, так и в Париже протекция венгерских магнатов ввела его в высший круг общества, и вскоре "le petit Liszt" сделался баловнем самых изящных салонов. Учителей фп-ной игры у него уже больше не было, но зато вскоре Паэр и позднее Рейха взялись продолжать обучать его композиции. После концерта, наэлектризовавшего парижан, отец решил посетить также и Лондон; мать вернулась в Вену. За первым путешествием в Англию (1824) последовало второе, а также две поездки по департаментам Франции; во время последней из них умер отец Листа в Булони Приморской (1827).

Теперь Л-у пришлось искать средств к дальнейшему существованию для себя и для матери в качестве учителя музыки, так как срок вышеупомянутой шестилетней стипендии истек. В уроках недостатка не было, он был тотчас же приглашен учителем в лучшие семейства. Слава Л-а в кач. пианиста была уже вполне обеспечена, да и как композитор он уже заставил о себе говорить, так как в 1825 в Большой опере была поставлена его оперетка "Don Sancho". Значительное влияние на своеобразное развитие индивидуальности Л. имели июльская революция, которую он встретил с большим сочувствием, и сен-симонизм, которым он временно увлекался. Несколько раз в Л. проявлялось желание принять монашеский обет, но каждый раз в нем превозмогало крепнущее сознание своего артистического призвания. Концерт Паганини в Париже (1831) привел его в экстаз и побудил заняться разработкой новых сторон своей техники (растяжение руки, скачки). В совершенно ином направлении повлияла на его развитие самобытная натура Шопена, с которым Л. очень подружился. Возвращение Берлиоза из Италии и исполнение его "Episode de la vie d’un artiste" еще глубже отразились на художественной натуре Л-а, и с тех пор он сделался энергичным сторонником той идеи, что музыка должна всегда что-либо выражать, изображать, должна передавать поэтические идеи. Таким образом Л. сделался вместе с Берлиозом поборником программной музыки.

Новые понятия о современной тональности и ее будущем развитии (устранение старого понятия о строе), выраженные Фетисом в 1832 на его музыкально-философских лекциях, были также с увлечением восприняты Листом; они придали его гармония то разнообразие и свободу от оков строя (гаммы), которые сделались затем одним из характерных признаков "новонемецкой школы". Не только как художник, но и как человек вступил Л. в новый фазис жизни; любимец салонов сделался зрелым мужем, и увлечения его приняли более серьезный характер. Продолжительное влияние на жизнь Л. получили его отношения к графине д’Агу [d’Agoult] (известной в кач. писательницы под псевдонимом Даниэль Стерн), которая покинула мужа и несколько лет (1835—39) прожила с Л., сперва в Женеве, потом в Ногане у Жорж-Занд, а также в Италии (Милан, Венеция, Рим). Из трех детей Л. и д’Агу, дочь Козима была впоследствии женой Ганса ф. Бюлова и позднее Рих. Вагнера. В конце 1839 Л. отослал графиню с детьми к своей матери в Париж, между тем как сам продолжал карьеру виртуоза и совершал до 1849 овои триумфальные шествия по Европе. Уже в 1836 он победоносно выдержал борьбу с самым выдающимся своим соперником, Тальбергом, в Париже, куда ездил два раза из Женевы; не было больше пианистов, которые могли бы серьезно оспаривать у него первенство. К 1839 относится выходящий из ряда вон поступок Л.: он написал комитету, заведующему постановкой памятника Бетховену в Бонне, что гарантирует лично всю недостающую для постановки (очень крупную) сумму, и действительно собрал ее при помощи концертов. В 1842 Л. в первый раз посетил СПБ, где как и всюду возбудил всеобщий восторг. В 1847 Л. принял должность придв. капельмейстера в Веймаре и занимал ее в течение последующих 12 лет (до 1861). За это время Веймар сделался сборным пунктом выдающихся талантов (Рафф, Бюлов, Таузиг, Корнелиус и др.), передовым постом "новонемецкого направления". В Веймаре Л. написал свои "симфонические поэмы", в которых сильнее всего отразилась его творческая индивидуальность.

Сопротивление, которое встретил Л. в своем пылком стремлении в этом новом направлении (срв. Корнелиус), побудило его отказаться от своей должности. С 1861 он прожил в Риме до 1870, когда управлял празднеством в честь Бетховена в Веймаре и восстановил прежние добрые отношения к тамошнему двору; с этих пор он ежегодно проводил несколько летних месяцев в Веймаре. В 1865 Л. принял малое пострижение и сделался аббатом, а в последние годы жизни был облечен также в сан каноника; таким образом влечение к духовному сану, бывшее у него с юности, нашло себе удовлетворение. В эту последнюю эпоху он является преимущественно — но не исключительно — церковным композитором. Почестями и отличиями Л. был осыпан как редко кто из музыкантов до него. Кёнигсбергский универс. возвел его в степень Dr. phil. honoris causa, австрийский император возвел его в дворянство, многие немецкие и австрийские города избрали его своим почетным гражданином и т.п. С 1875 Л. был также избран президентом вновь основанной венгерской Национальной музык. академии в Пеште. Толпа восторженных учеников следовала за Л. всюду, куда бы он ни переселялся.

Главнейшие произведения Листа: А. Симфонические поэмы (для большого оркестра): "Ce qu’on entend sur la montagne" (В. Гюго), "Tasso, lamento e trionfo", "Les Préludes", "Orpheus", "Prometheus", "Mazeppa", "Festklänge", "Héroïde funèbre", "Hungaria", "Hamlet", "Hunnenschlacht", "Die Ideale", "Von der Wiege bis zum Grabe" (1883, по рисунку Мих. ф. Зичи); "Dante" (симфония по "Божественной Камедии" Данте, для оркестра и женс. хора), "Eine Faustsymphonie" (характерные картины: Фауст, Маргарита, Мефистофель, для оркестра и мужс. хора); затем "Episoden aus Lenaus "Faust"" ("Der nächtliche Zug" и два "Mephistowalzer"), "Künstlerfestzug" (к празднеству в честь Шиллера 1859), "Gaudeamus igitur" (с хорами и соло), "Festmarsch", "Festvorspiel", "Huldigungsmarsch", "Vom Fels zum Meer" (марш) и ряд мастерских аранжировок маршей Шуберта, "Divertissement à l’Hongroise etc.", марша "Rakoczy" и др. В. Фп-ные произведения: 2 концерта (Es-dur, A-dur), "Danse macabre" для фп. с оркестром, Concerto pathétique (соло), 15 венгерских рапсодий, Rhapsodie espagnole ("Jota aragonese"), соната H-moll, фантазия и фуга на тему BACH, переложение для фп. 6 органных прелюдий и фуг И. С. Баха, вариации на тему из мессы H-moll Баха, 2 баллады, Berceuse, 2 легенды, 2 элегии (одна для фп., скрипки и виолонч.), Capriccio alla turca (на мотивы из "Ruines d’Athènes" Бетховена), "L’idée fixe" (мотив Берлиоза), Impromptu Fis-dur, "Consolations", "Apparitions", "Harmonies poétiques et réligieuses", "Années de pélerinage" (26 пьес), "Liebesträume" (3 ноктюрна), хроматический галоп, 3 Valses-Caprices, большое число парафраз, в особенности на мотивы из опер Вагнера, Мейербера, Верди и других, бравурная фантазия на "Clochette" Паганини, "Свадебный марш и хоровод эльфов" из "Сна в летнюю ночь" Мендельсона, марш из "Руслана и Людмилы" Глинки, "Тарантелла" Даргомыжского, "Полонез" из "Евгения Онегина" Чайковского, множество транскрипций романсов для фп. в 2 руки (около 60 романсов Шуберта, "Соловей" Алябьева и пр.), переложения для фп. в 2 руки девяти симфоний Бетховена, "Symphonie fantastique" Берлиоза, а также его же "Марша пилигримов" из "Гарольда в Италии", "Танца сильфов" из "Осуждения Фауста" и увертюр: "Тайное судилище" и "Король Лир", увертюры к "Тангейзеру" Вагнера, "Danse macabre" Сен-Санса и мн. др.; "Etudes d’exécution transcendante", "3 grandes études de concert" "Adirato" (Etude de perfection) и пр. Сюда же примыкают вариации на марш из "Пуритан" для 2 роялей, несколько переложений для 2 роялей, "Andante religioso" и много транскрипций для органа или гармониума, а также мелодраматические фп-ные произведения (на "Леонору" Бюргера, "Helges Treue" Страхвица, "Trauriger Mönch" Ленау и др.), 3 дуэта для фп. и скрипки и пр. С. Вокальные произведения: "Гранская торжественная месса", "Венгерская коронационная месса", 2 органные мессы (C-moll и A-moll), 13-й, 18-й, 23-й и 137-й псалмы, реквием для мужских голосов с органом, множество мелких церковных песнопений (Pater noster, Ave Maria, Ave maris Stella, Ave verum, Tantum ergo, O salutaris), оратории: "Христос", "Станислав", "Легенда о св. Елизавете", кантаты: "Колокола Страсбургского собора", "Св. Цецилия", "К художникам" (для мужс. хора), хоры к "Освобожденному Прометею" Гердера, торжеств. кантаты к 100-летним юбилеям Бетховена, Гердера, Гёте; несколько тетрадей 4-глсных квартетов для мужск. голосов, около 60 романсов для 1 голоса с фп., "Jeanne d’Arc au bucher", "Сила музыки" и пр. Если композиции Л. являются плодом, не столько непосредственного творческого вдохновения, сколько работы ума, тонкого и изощренного, то все же его высокое музыкальное развитие и огромные познания в области литературы, в соединении с горячим увлечением прогрессивными идеалами (отрицание шаблонности, стремление к характерному в музыке), наложили на его произведения печать оригинальности.

Фп-ные композиции Л., впрочем, нередко впадают в пустую и бессодержательную игру звуков. о значении Л. для "Новой русской школы", см. это слово и Балакирев. D. Литературные труды: "De la fondation Goethe à Weimar" (1851); "Lohengrin et Tannhäuser de Rich. Wagner" (1851, также на немецк.); "Frédéric Chopin" (1852, 2-е изд. 1879; русск. перев. Зиновьева, СПБ. 1887); "Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie" (1861; немецк. перев. П. Корнелиуса, также на венгерском); "Über Fields Nocturnes" (1859, франц. и немец.); "Robert Franz" (1872); "Keine Zwischenaktsmusik mehr" (1879). Полное собрание сочинений Л. было издано на немец. языке Л. Раманом (1880—83, 6 т.), Переписка между Вагнером и Л. появилась в печати в 1887 (2 т.). Затем были изданы Ла-Марой "Briefe L-s an eine Freundin" (1894), "Briefe hervorragender Zeitgenossen an Fr. L." (1897) и "Briefwechsel zwischen Fr. L. und Hans v. Bülow" (1898). Небольшие биографические и эстетические этюды о Л. за последние десятилетия появились в большом количестве, в виде брошюр или частей крупных сочинений. Список напечатанных произведений (составил Авг. Гёллерих) см. в "N. Zeitschr. f. Musik" (1888—89). Обширную биографию написала Лина Раман ("Franz L.", 3 т., 1880—94). См. также Трифонов "Фр. Лист. Очерк его жизни и деятельности" (М. 1887); В. Стасов "Л., Шуман и Берлиоз в России", ("Северн. Вестник", 1889 №№ 4 и 8); В. Стасов "Новая биография Л." ("Северн. Вестник", 1894, №№ 11—12). Полное собрание композиций Л. готовится к печати у Брейткопфа и Гертеля. Новые издания писем Л-а: Ла-Мара "L-s Briefe" (1893—1902, 7 томов), "Briefe hervorragender Zeitgenossen an L." (1895—1904, 3 т.), Stern "L-s Briefe an K. Gille" (1903), v. Seydlitz "Ungedruckte Originalbriefe L-s" (1902). Новая биография Л-а: R. Louis. "F. L." (1904). В Веймаре имеется ныне "Листовский музей" в доме, где жил Л.

Другие люди и понятия:

Листеман

ЛистеманЛистеман (Listemann), братья, два превосходных скрипача, отличавшихся особенно в совместной игре: 1) Бернгард Фридрих Вильгельм, род. 1839 в Шлотгейме (Тюринген), и 2) Фердинанд, род. 1841 там же,… Полная информация

Литавры

ЛитаврыЛитавры (нем. Pauken, итал. Timpani, франц. Timbales, англ. Kettledrums), наиболее "музыкальный" из ударных инструментов. Л. состоят из полусферического медного таза, отверстие которого затянуто кожею. Ударяя… Полная информация

Литвинов

ЛитвиновЛитвинов, Александр Александрович, скрипач и дирижер, род. 10 июня 1861 в Москве, 1873—79 учился в московской консерв. (у Лауба) и 1879—82 в Спб. консерв. (Ауэр, Римский-Корсаков). В 1882 Л. вступил первым… Полная информация