Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Мадригал

МадригалМадригал, так называлась, первоначально в Италии, а впоследствии и в других странах, художественная песня 16-го века. В то время еще не знали одноголосной песни с сопровождением, в том виде как она существует в настоящее время, и м. представлял собою хоровую песню (большей частьюна 3—6, чаще всего на 5 голосов). Подобно канцонетте, виланелле, фроттоле и пр., м. имел светское и большей частью эротическое содержание; но в то время как первым трем свойственны были более народный характер и большая простота ритма и контрапункта, отличительным свойством м-а являлась искусная и художественная фактура. Поэтому м. является истинным представителем камерной музыки 16-го века. Происхождение м-ла как художественной формы восходит, во всяком случае, еще ранее 16-го века; отцами его считаются провансальские трубадуры, а самое слово м. производится от mandra (очаг) и gai (песня). По всей вероятности та, почти как эпиграмма короткая поэтическая форма, которая и по сие время называется м-м, носила это название уже давно и во всяком случае раньше, чем Аркадельт выпустил в свет первый сборник своих м-в (1539). Сборник этот имел такой успех, что выдержал в 30 лет 16 изданий, после чего сотни композиторов переняли форму и название этих вокальных пьес.

Впрочем уже в 1533 были изданы у Вал. Дориха-да-Бресса в Риме "Madrigali novi da diversi", а 4-глсные мадригалы Губерта Найха (без обозначения года) в издании Бладо-да-Азула, может быть еще раньше. М. сделался косвенным путем исходным пунктом развития монодии с сопровождением и инструментальной музыки, так как популярные м-лы перекладывались для лютни (также и для фп.) таким образом, что один голос (тенор или сопрано) исполнялся певцом, остальные же, насколько возможно, исполнялись на инструменте. Первые опыты, предшествовавшие появлению оперы, представляли из себя также целую цепь мадригалов, которые исполнялись, частью по вышеуказанному способу одним голосом с сопровождением виол, лютень, теорб и пр., частью же — хором. Настоящая монодия вытеснила м.; в Англии последний удержался, благодаря Madrigal Society в Лондоне (основано 1741) и по сие время. Обширную монографию о литературе м-а и родственных ему форм в Италии написал Dr. Эмиль Фогель: "Bibliothek der gedruckten weltlichen Vokalmusik Italiens" (1892, 2 т.). "Избранные м-ы" 16—17-го веков издает W. Barclay Squin в Лондоне (для практических целей). Срв. Peter Wagner "Das M. und Palestrina" (Vierteljahrsschr. f. М. W. 1892).

Другие люди и понятия:

Мажорный аккорд

Мажорный аккордМажорный аккорд (нем. Durakkord; мажорное трезвучие, "твердое трезвучие", большое трезвучие) — одновременное сочетание главного тона с его чистою верхней квинтой и (большою) верхней терцией…. Полная информация

Мажорный строй

Мажорный стройМажорный строй (м-ное наклонение, м-ый лад), — строй, которого тоника (см. Тоника, Тональность) представляет собою мажорный аккорд. Все гармонии, встречающиеся в м-м с-е, получают свой смысл и… Полная информация

Мазаракий

МазаракийМазаракий, Андрей Валерианович, род. 1853 в Кишиневе; одесский скрипач, ученик Аллара в Марсели (скрипка) и Чарновой и Кузьминского в Одессе (теория). Шесть лет преподавал инструментовку в одесском… Полная информация