Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Мензуральное нотное письмо

Мензуральное нотное письмоМензуральное нотное письмо, так называлась, в противоположность хоральному нотному письму (см.) изобретенная в 12-м веке на Западе нотация, при помощи которой оказалось возможным записывать не только высоту нот, но и их длительность (mensurabilis = измеримый). В м. н. п-ме явилась потребность, когда поющие вместе голоса стали произносить некоторые слоги в пении не одновременно, а в разное время. До конца 13-го века применялись из нотных длительностей м-гон. п-а только следующие:

Longa Brevis Semibrevis Duplex longa или Maxima

Лишь около 1300 появились более мелкие длительности:

Minima Semiminima

Около середины 15-го века ввели вместо этих черных нот белые; черные нотные головки остались только у самых мелких нотных длительностей (см. Color). Вследствие этого знаки получили следующий вид:

Maxima Longa Brevis Semibrevis (наша целая нота) Minima (наша половинная) Semiminima (четверть) или Fusa (восьмая) или Semifusa (шестнадцатая) или

Как отсюда видно, нотные знаки, начиная с semiminimi, писались двояким образом; второй способ писания, как известно, одержал победу и употребляется поныне. Точно также колебались и знаки пауз, начиная с Fusa, а именно в одинаковом значении употреблялись знаки пауз или (восьмая), или (шестнадцатая), пока наконец в обоих случаях второй вид знаков (с повернутыми влево хвостиками) не приобрел исключительного господства.

Относительно значения связных фигур в м-м н. п-е, срв. Лигатуры. Обычное в наше время закругление нотных знаков было употребительно в скорописном письме уже в 16-м веке (однако не у каллиграфов); в печати оно было введено, за исключением единичных попыток Карпантраса (1532) и Р. Гранжона (1559), лишь около 1700. Относительно особых определений значения отдельных нотных знаков (мензура) смотря по тактовому обозначению (Modus, tempus. prolatio), а также по положению между нотами большей или меньшей длительности (перфекция, имперфекция, альтерация), равно как относительно пропорций, в особенности Hemiolia и Sesquialtera, а также относительно Augmentatio и Diminutio, см. все эти слова. Многие старинные музык. теоретики обстоятельно описывали м. н. п., в особенности Иоанн де Гарландиа, Франко, Зальтер Одингтон, Маркет Падуанский, Иоанн де Мурис, Иоанн Гинкторис, Франкино Гафори, Зебальд Гейден и Генрих Глареан (срв. сборники сочинений средневековых музык. писателей Герберта и Куссмакера). Из новейших музык. писателей о м-м н-м п-е писали в особенности Амброс, Г. Беллерман, Г. Якобсталь и Г. Риман. Для наглядного изображения м-го н. п. может служить первый Kyrie из мессы Гобрехта "Ave regina Coelorum":

Другие люди и понятия:

Мениль, де

Мениль, деМениль, де (de Ménil), Фелисьен, род. 1860 в Булони приморск.; после долгих путешествий по Америке, Индии и Африке поселился в Париже, где с 1899 читает историю музыки в школе церковн. музыки… Полная информация

Ментер

МентерМентер, 1) Иосиф, знаменитый виолончелист, род. 19 янв. 1808 в Дейтенкофене близ Ландсхута, ум. 18 апр. 1856 в Мюнхене, был сперва членом придв. капеллы в Гехингене, а с 1833 — придв. оркестра в Мюнхене…. Полная информация

Менуэт

МенуэтМенуэт (фран. Menuet, ит. Minuetto), старинная франц. танцевальная форма; в художественной музыке м. появился не раньше Люлли. Тактовый размер его — трехдольный; он исполнялся первоначально в весьма… Полная информация