Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Педаль

ПедальПедаль (Pedal, сокращенно Ped., реже P.).

1) В органе — клавиатура, предназначенная для игры ногами, с объемом в C—d′, самое большее e′ или f′; она изобретена была около 1325 в Германии (см. Орган).

2) Комбинационная педаль (см.).

3) У педального фортепиано (см.) ножная клавиатура, подобная органной; у обыкновенного фп. два рычага, приводимые в действие ногами. Один из них, правая п. (нем. Grosspedal, Fortezug), снимает демпферы со всех струн, вследствие чего затронутая струна звучит не только дольше, но и сильнее, благодаря созвучанию (см.) родственных струн. Употребление этой-то педали и предписывается в нотном письме посредством Ped…. и отменяется посредством * (к сожалению, обозначения эти большей частью делаются неточно и сбивчиво). Правильное пользование правою п-лью при игре на фп. трудное искусство; легче всего научиться ему, если смотреть на п. не как на средство усилить звук, а как на средство заглушить его, т.е. если играть обыкновенно с нажатой педалью, вследствие чего тон фп. получит полную силу (также и в pianissimo); при этом надо только постоянно устранять гудение и сливание тонов посредством своевременного отпускания педали, без п. же играть только для получения короткого звука. Главными моментами заглушения (отпускания педали) являются моменты вступления новых гармоний; знак отмены п-и * следует, поэтому, вообще ставить под нотами, приходящимися на тяжелое время (начало такта). Срв. по этому вопросу сочинения: L. Köhler "Der Klavierpedalzug" (1882) и Hans Schmitt "Das Pedal des Klaviers" (1875), также Riemann "Klavierschule" III, 5, G. Palkenberg "Les pédales du piano" (1895) и А. Буховцев "Руководство к употреблению фп-ной педали и пр." (М. 1886). Фигурации в низком басу, особенно при движении секундами, совершенно не выносят п-ли. Левая п. (Verschiebung, Pianozug) производит перемещение клавиатуры и механизма немного вправо; вследствие этого удар каждого молоточка вместо трех или двух струн, соответствующих клавише, падает только на две или на одну, тон получает несколько арфообразный характер и становится значительно слабее. Применение левой п. требуется, м. пр., выражениями una corda, due corde (см. Corda). Применять левую п. при каждом встречающемся piano не имеет никакого смысла; ее следует лучше приберегать для особых эффектов и для последних степеней pianissimo. С другой стороны применение левой педали при умеренно сильной игре дает в известных случаях особый, отличный эффект.

У пианино левая п. управляет либо заглушающим аппаратом, который устраняет сильные колебания струн, либо производит перемещение механизма молоточков (но не клавиатуры). Прежде устраивали у фп. большее число п-лей, приводивших в действие разного рода эффекты, напр. Pantalonzug, Jeu de buffle и др. (см. Фортепиано). В новейшее время также пытались еще устраивать особого рода педали, среди которых первое место занимают "prolongement" (п., продолжающая тон) Дебэна и "Kunstpedal" Эд. Цахариэ. Отдельный тон или аккорд, во время коего взята п. prolongement, продолжает звучать сколько угодно времени, между тем как остальные тоны остаются в зависимости от демпферов (1874 усовершенствована Штейнвэ). Kunstpedal состоит из четырех п-ей, позволяющих распространять действие правой педали по произволу и вполне самостоятельно на каждую из следующих восьми групп струн: 2A—E; F—H; c—e; f—a; b—d1; es1—g1; as1—c2; cis2—e3). В последнее время кроме двух обыкновенных п-ей на большинстве пианино имеется еще третья (п.-модератор), почти совершенно заглушающая звук инструмента (напр., когда желательно играть упражнения, не беспокоя соседей и т.п.). На роялях вместо такой п-и имеется кнопка-модератор.

4) У арфы (см.) — семь ножных педалей, укорачивающих струны, т.е. повышающих тон их.

Другие люди и понятия:

Педальное фортепиано

Педальное фортепианоПедальное фортепиано (Pedalflügel), фп., поставленное на ящик с выступающей вперед педальной клавиатурой; педаль эта равна по объему органной педали и действует на соответствующий комплект струн… Полная информация

Педрелль

ПедрелльПедрелль, Фелипе, род. 19 февр. 1841, заслуженный испанский музык. исследователь и композитор, своим музык. образованием обязан самому себе; уже 1874 выступил в кач. композитора (опера "El ultimo… Полная информация

Педротти

ПедроттиПедротти, Карло, род. 12 ноябр. 1817 в Вероне, ум. 16 окт. 1893 там же (самоубийством), ученик Доменико Форони, 1840 поставил в Вероне свою первую оперу "Lina", успеху которой был обязан приглашением на… Полная информация