Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Пёрселль

ПёрселльПёрселль (Purcell),

1) Генри, величайший английский композитор, род. 1658 в Вестминстере (Лондон), ум. 21 нояб. 1695 там же; второй сын регента хора при Вестминстерском аббатстве, Генри II.; восьми лет лишился отца, музык. образование получил у Кука и Гёмфри, будучи мальчиком-хористом при Chapel Royal, а кроме того учился еще у Блоу. Уже 1676 были исполнены антракты и вокальные номера П-я к драме "Aurenge-Zebe" Драйдена, водевилю "Epson wells" и трагедии "The libertine" Шадуэлля и 1678 музыка к "Abdelazor" Бена; 1680 последовала его первая опера "Dido and Aeneas" (новое издание Musical Antiquarian Society 1840). В первом томе (1676) "Choice ayres" Плайфорда помещена песня (song) П-я, а во втором (1679) элегия на смерть М. Лока и несколько песен. К первому периоду творчества П-я относится также музыка к драмам: "Тимон в Афинах" Шекспира (1678), "Феодосий" Ли и "Virtuous wife" д’Эрфи (обе 1680). В новый фазис творчество П-я вступило, когда он был назначен органистом Вестминстерского аббатства (1680): в следующие затем шесть лет он совершенно перестал писать для сцены и сочинил особенно много так называемых "Welcome songs" (кантаты на случай, приветственные оды), что, вероятно, требовалось от него по должности, в особенности с 1682, когда он сделался органистом Chapel Royal (так наприм. по случаю возвращения герцога Иоркского из Шотландии [1680, первая такого рода композиция], по случаю коронования Иакова II и пр.); впрочем к этому времени относятся также 12 сонат для 2 скрипок с генерал-басом (награвированы 1683; 3 из них были недавно изданы в переложении Г. Иенсена у Аугенера в Лондоне). 1683 П. был сделан корол. придв. композитором.

Только в 1685 П. снова принялся за композицию для сцены и написал музыку к "Circe к трагедии "Tyrannic love" Драйдена, 1688 к водевилю "A fools preferment" д’Эрфи, 1690 к "Tempest Шадуэлля и оперу: "Diocletian" (партитура напечатана 1690). П. создал в Англии на короткое время национальную оперу (после смерти его оперными сценами в Англии завладели итальянцы). 1691 появилось его наиболее выдающееся музыкально-драматическое произведение: "King Arthur", на текст Драйдена (арии из него напечатаны были в "Orpheus Britannicus", партитура издана впервые 1843 об-вом "Musical Antiquarian Society"). 1692 последовала опера "The fairy queen" (текст переделка "Сна в летнюю ночь").

Кроме того П. написал музыку более чем к 30 английским драмам Драйдена, д’Эрфи, Соутерна и др. Богатое собрание арий из сценических пьес и од П-я издала его вдова 1687: "A collection of ayres composed for the theatre and upon other occasions"; в "Orpheus Britannicus", первую часть коего она издала 1698 (2-е изд. 1706, вторая часть последовала 1702 [1711], 3-е изд. обеих частей 1721), также помещены, наряду с отдельными песнями, 1—3-глсные песнопения из сценических пьес и од. Меньше национально-исторического значения, зато, может быть, больше чисто-музыкальных достоинств имеют церковные композиции П-я, которые оказали решающее влияние на композиторскую деятельность Генделя со времени его переселения в Лондон. П. написал "Te Deum" и "Jubilate" на день св. Цецилии, 3 services, 20 антемов с оркестр., 32 с органом, 19 песен (некоторые с хором), 2 дуэта, терцет, 11 3—4-глсн. гимнов, 2 латинских псалма и 5 канонов; к этим произведениям, которые все помещены в новом издании "Purcell’s sacred music" В. Новелло (1829—32), присоединяются еще 3 антема, 1 гимн и 2 мотета, которые не были напечатаны. Многие духовные песнопения П-я были изданы уже в "Harmonia sacra" и других сборниках его времени (см. Бойс, Арнольд, Пэдж). Число од и "Welcome songs" П-я доходит до 28. Из произведений камерной и инструментальной музыки он написал, кроме уже названных выше 12 сонат-трио, еще 10 сонат "а 4" для 2 скрипок, виолончели и continuo (награвированы 1697; девятая "Золотая соната" издана вновь Аугенером) и "Lessons for the harpsichord or spinnet" (1696). Кэчи П-я помещены в сборнике ", The Catch-club, or merry companions". С 1876 "Пёрселлевское об-во" печатает у Брейткопфа и Гертеля полное собрание сочинений П-я, которое подвигается, однако, весьма медленно (до 1899: 8 томов ["Тимон Афинский", несколько од и все инструмент. произведения]). Срв. M. H. Cummings "H. P." (1882, в коллекции Новелло "Great musicians"). Сын П-я, Эдвард (1689—1740) был хорошим музыкантом (органист при St. Clement в Истчипе).

2) Даниэль, брат Генри П-я, род. около 1660, ум. 12 дек. 1717; хотя и был далеко не так даровит как брат, но все же принадлежал к числу известнейших музыкантов своего времени; 1688 он назначен был органистом церкви св. Магдалины в Оксфорде, после смерти брата переселился в Лондон и занял его место по части композиции музыки к драмам. 1713 П. сделался органистом церкви св. Андрея. Издал: "The psalm tunes full for the organ or harpsichord"; 6 антемов его сохранилось в хоровых книгах церкви св. Магдалины, а песни в различных сборниках того времени. П. написал оду на смерть брата, Генри П-я и в 1696—1702 ряд сценических композиций.

Другие люди и понятия:

Персиани

ПерсианиПерсиани, Фанни (урожд. Такинарди), знаменитая оперная певица, род. 4 окт. 1812 в Риме, ум. 3 мая 1867 в Пасси близ Парижа; образование получила у своего отца Никколо Таккинарди, который устроил для… Полная информация

Персюи

ПерсюиПерсюи (Persuis), Луи Люк Луазо де, род. 4 июля 1769 в Меце, ум. 20 дек. 1819 в Париже; сын музыканта, 1787 отправился в Париж и приобрел там известность, благодаря своей оратории "Le passage de la mer rouge" (Concerts… Полная информация

Перти

ПертиПерти, Якопо Антонио, выдающийся церковный и оперный композитор, род. 6 июня 1661 в Болонье, ум. 10 апр. 1756 капельмейстером при San Petronio там же; ученик Падре Петронио Франческини. Уже 1680 исполнялась его… Полная информация