Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Родство тонов

Родство тоновРодство тонов — термин современной спекулятивной теории музыки, под которым подразумевают совокупность отношений между тонами, возникающих из принадлежности их к тому или иному созвуку. Родственными в первой степени (близко-родственными) по отношению к какому-либо тону, называются тоны, могущие принадлежать вместе с ним к одному и тому же созвуку (см.). Так, в первой степени родства с тоном с находятся тоны g, f, e, as, a и es; ибо c: g входят в состав аккорда C-dur или C-moll, c: f — в состав аккорда F-dur или F-moll, c: e — C-dur или A-moll, c: as — As-dur или F-moil, c: a — F-dur или A-moll, c: es — As-dur или C-moll. Тоны, родственные друг другу в 1-й степени, всегда образуют консонанс, но только в том случае, если в самом деле они слушаются и понимаются в смысле того созвука, к которому оба принадлежат (срв. Мнимые консонансы). Родственными во второй степени называются тоны, не принадлежащие к одному созвуку; такие тоны не имеют непосредственной связи друг с другом, взаимное же их отношение может быть установлено лишь при помощи тонов посредствующих, родственных им в первой степени (так напр. родство тонов c и d — устанавливается посредством тона g. находящегося в квинтовом отношении к ним). Пытаться устанавливать еще родство третьей, четвертой и т.д. степеней нет никакого смысла; ибо, все равно, — все тоны, родственные друг к другу не в первой степени, диссонируют один по отношению к другому. Различные же качества таких диссонансов зависят от тех посредствующих моментов, которые дают ключ к пониманию данного интервала. Такими моментами являются не тоны, а созвуки, что приводит нас к рассмотрению родства созвуков (аккордов). Тоны, принадлежащие к близкородственным созвукам, легче понимаются по отношению друг к другу, чем тоны, принадлежащие к созвукам, находящимся во второй степени родства.

В первой степени родства находятся между собою: 1) созвуки одинакового наклонения (мажорного или минорного), главные тоны которых близкородственны друг другу; 2) созвуки неодинакового наклонения, из которых один является сменным созвуком по отношению к любому тону другого (т.е. если второй — мажорный аккорд, то первый должен быть минорным аккордом [нижним созвуком], построенным [вниз] от его главного тона [примы], терции или квинты; если же второй — минорный аккорд, то первый должен быть мажорным аккордом [верхним созвуком], построенным [вверх] от его главного тона [примы], терции и квинты) или, обобщая все это, созвуки противоположные, квинтовой смены и терцовой смены; сюда же надо еще прибавить и 3) созвуки вводной смены (см.). Таким образом, по отношению к аккорду C-dur родственными в первой степени являются аккорды: по пункту 1) G-dur, F-dur, E-dur, As-dur, A-dur, Es-dur; по пункту 2) F-moll, C-moll, A-moll и по пункту 3) E-moll; по отношениюже к аккорду A-moll — аккорды: 1) D-moll, E-moll, F-moll, Cis-moll, C-moll, Fis-moll, 2) E-dur, A-dur, C-dur и 3) F-dur. Все остальные аккорды по отношению к аккордам C-dur и A-moll не понимаются нами прямо, а требуют посредствующих или позднейших, объясняющих образований.

Родство строев зависит от родства тоник (главных, тонических аккордов) строев; таким образом, в первой степени родства по отношению к строям C-dur и A-moll будут все те строи, тониками которых являются аккорды, выше упомянутые в качестве Близкородственных аккордам C-dur и A-moll. Наоборот, родственными во второй степени по отношению к тональности C-dur будут напр. тональности D-dur, B-dur, H-dur, Des-dur, D-moll, H-moll и другие, еще более далекие строи; по отношению к тональности A-moll: G-moll, H-moll. B-moll, Gis-moll, G-dur, B-dur и т.д. Следует, вообще, заметить, что родство минорных строев гораздо менее использовано композиторами, чем родство мажорных; отчасти это является следствием недостаточно-совершенного знакомства с существом минора, которое было свойственно прежней школе изучения гармонии, — еще М. Гауптман не признает такой же взаимной связи между минорными строями, как между мажорными. о характере строев (тональностей), зависящем от степени родства их с основною гаммой. См. Характеристика строев.

Другие люди и понятия:

Роже

РожеРоже (Roger), 1) Гюстав Ипполит, знаменитый оперный тенор, род. 17 дек. 1815 в La Chapelle St. Denis близ Парижа, ум. 12 сен. 1879 в Париже; сын нотариуса, готовился к карьере адвоката, но 1836 поступил в консерв…. Полная информация

Рожок

РожокРожок (пастушеский), народный русский духовой инструмент, повсеместно распространенный и представляющий собою трубку в виде длинного усеченного конуса. В узкий конец р-а вставляется… Полная информация

Розалия

РозалияРозалия (Rosalie, нем. Schusterfleck), так называется многократное повторение какого-либо мотива, на различных ступенях гаммы, в особенности в том случае, когда вместе с тем переходит в другой строй и вся… Полная информация