Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - Т

К оглавлению

Танцевальные пьесы

Танцевальные пьесыТанцевальные пьесы. Уже давна признано значение т-х п-с их резко различающимися ритмическими типами — для развития музыки, особенно инструментальной. Оба главных типа, более строгий хороводный танец (Reigen) в четном тактовом размере и живой "прыгающий танец" (Springtanz, Nachtanz) в нечетном тактовом размере, имели весьма различные градации в темпе и общем характере, смотря по эпохе и стране; некогда популярные типы становились устарелыми (старомодными), одни названия заменялись другими. Так место паваны к концу 16-го века заняла аллеманда, а во второй половине 17-го века — гавот или ригодон; гальярда (сальтарелла) перешла в позднейшие формы куранты, жиги и passepied. Многочастные passamezzi и bransles (brandi) представляют собой также лишь разновидности паваны. Многоголосные обработки т-х пьес для ансамбля инструментов (без грубоватостей лютневого стиля) дошли до нас начиная с первой трети 16-го века (Аттеньян, 1529—30). Т. п. вступили в новый фазис развития, когда начали соединять по нескольку таких пьес в циклические формы. Начало (уже около 1550) положено было развитием гальярды из паваны путем превращения четного такта в нечетный с сохранением, насколько возможно, мотивов и строя. Но уже скоро число соединенных пьес одинакового строя и с одинаковым развитием тем, увеличилось и таким образом возникает сперва в Германии форма вариационной сюиты (Пейрль, Шейн). Срв. Сюита. Позднее вариационная форма была оставлена и отдельные танцы выступили снова в более самостоятельных отношениях друг к другу.

Постепенно т.п. подверглись значительным расширениям, так что под конец вместо коротких 8-тактовых реприз они стали состоять из разработанных тем, противосложения и проведения; постепенно они утратили свой резкий танцевальный ритм. Срв. Fr. M. Böhme "Geschichte des Tanzes in Deutschland" (1886, 2 т.), где вместе с тем указана более старая литература, а также Desrat "Dictionnaire de danse" (1896), H. de Soria "Histoire pittoresque de la danse" (1897) и G. Vuillier "La danse à travers les âges" (1897). Кроме того срв. рассеянные по всему словарю специальные статьи об отдельных т-х п-х.

Другие люди и понятия:

Тапперт

ТаппертТапперт, Вильгельм, музык. писатель, род. 19 февр. 1830 близ Бунцлау, несколько лет был школьным учителем, но 1856 перешел к музыке; учился в консерв. Куллака, а по теории брал уроки у Дена. С тех пор Т…. Полная информация

Тар

ТарТар — азиатский (кавказский) музык. инструмент. Корпус т. выдалбливается из цельного куска дерева в форме, напоминающей гитару; выдолбленное дерево обтянуто пузырем, играющим роль верхней деки… Полная информация

Тарантелла

ТарантеллаТарантелла, неаполитанский, но первоначально, судя по названию, вероятно тарентинский танец; впрочем некоторые производят название т. от паука — тарантула, укушение которого по народному… Полная информация