Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - Т

К оглавлению

Темп

ТемпТемп (итал. tempo [срв. T.], "время"), мера времени; указание, определяющее для данного случая абсолютное значение нотных длительностей; степень скорости движения. До 17-го века средства для обозначения различных т-ов были весьма ограничены; но в то время ноты сами по себе имели довольно определенное среднее значение (так назыв. "integer valor", см.). В течение столетий это среднее значение, однако, сильно изменялось, так что в наст. время при переложении музык. произведений 14—16-го веков приходится сокращать длительности на половину, даже в четыре раза, а в еще более старинных композициях и в восемь раз, для того чтобы получить хотя бы приблизительно правильную картину. Около 1600 появились употребляемые и по сие время определения: Allegro, Adagio, Andante (к которым вскоре присоединились Presto, Largo и разновидности: Allegretto, Andantino, Prestissimo). Но вначале определения эти не отличались друг от друга так сильно, как теперь и служили скорее указанием на характер пьесы, чем предписаниями различной скорости движения; это видно уже из того, что для Adagio избирались большие нотные длительности, а для Allegro меньшие. "Canzoni da sonar" Фрескобальди появились 1628 без обозначения, а 1634 — с обозначением т-в; тем не менее нельзя опасаться недоразумений в т-е и при пользовании первым изданием, так как перемена т-а отмечена здесь переменой длительностей. Лишь в 18-м веке выработалось современное нотное письмо, обладающее усиленным эстетическим действием: в Adagio короткие ноты играются медленно, а в Presto — долгие ноты быстро. Так как в употребление этих обозначений часто вкрадывался произвол, то стали придумывать, около конца 17-го века, определения, имеющие абсолютное и неизменное значения, что привело к изобретению метронома (см.).

В наст. время нередко пользуются определениями т-а, указывающими на музык. пьесы известного характера и движения, напр. tempo di marcia (темп марша = Andante, при котором счетные времена приблизительно = 72—84 M. M.), t. di minuetto (темп менуэта, приблизительно = Allegretto, немного скорее предыдущего), t. di valse (темп вальса = Allegro moderato, значительно скорее) и т.д. Определение Tempo giusto (произн. джьусто) "в правильном темпе" указывает на подобные знакомые типы; когда же оно стоит в пьесах, которые не принадлежат к такого рода типам, то его следует понимать в кач. нормального (среднего) т-а, т.е. Andante — Allegretto (76—80 M. M.). Срв. Агогика.

Другие люди и понятия:

Темперация

ТемперацияТемперация (лат. systema participatum, нем. Temperatur, франц. tempérament), так называется выравнивание неизбежных в практической музыке уклонений от акустической чистоты интервалов. Каждый консонирующий… Полная информация

Тенор

ТенорТенор (итал. tenore, нем. Tenor, франц. taille), 1) высокий мужской голос, не отличающийся, однако от низкого (баса), как сопрано от альта, перевесом высокого регистра над низким; так назыв. головной… Полная информация