Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Т - Ф

К оглавлению

Фобурдон

ФобурдонФобурдон (франц. faux bourdon, итал. falso bordone, англ. Fa-burden),

1) вид импровизированного дисканта к cantus firmus’у церковных песнопений; появился в Англии уже около 1200, если не раньше, но в Рим перенесен был только по возвращении папской курии из Авиньонского изгнания. Сущность ф-а состоит в последовательном сопровождении каждой ноты cantus firmus’а двумя нотами: верхнею терцией и секстой; в начале и конце каждой мелодической фразы терция заменялась квинтой, а секста — октавой. Этот способ сопровождения при помощи двух более высоких дискантов, а именно treble (дисканта) и mene (среднего голоса, альта), импровизировался исполнителями (déchanteurs) только в том отношении, что они, имея перед собой самый cantus firmus, представляли себе, что начинают и заканчивают каждый отдел мелодии в унисон, а в середине поют в нижнюю терцию; на самом же деле в начале голос mene вступал в квинту, а голос treble в октаву. Таким образом, фразу d e f e d mene и treble сопровождали в воображении посредством d c d c d; ввиду однако различия действительной высоты регистра в котором они пели, получалось следующее:

Различные способы чтения cantus firmus’а назывались "sights" ф-а, термин, который объясняет долгое время бывшее загадочным название ф-а: "Discantus visibilis"; древнейшими описаниями ф-а [faburden] (независимо от еще более древних намеков на его существование) являются два старинных английских трактата Лионеля Поуера и Чильстона (напечатаны у Hawkins "Gen. hist." II; срв. Riemann "Gesch. d. Musiktheorie", стр. 141 и слд.). Вильгельм-Монах, которого следует отнести приблизительно к 1450, дает в своем трактате "De praeceptis artis musicae etc." (напечатан у Куссмакера "Script.", III, 273 и слд.) еще более обстоятельное описание ф-а (faulx bordon) и говорит что он "apud Anglicos communis", т.е. пользуется в Англии всеобщей известностью. Он описывает также двухголосную форму ф-а, которую называет гимель (=cantus gemellus, пение близнецов). Это, вероятно, и была первобытная форма ф-а (попеременно нижние и верхние терции, которые вследствие действительной, на октаву более высокой, звучности голосов превратились в сексты и децимы). Ценную монографию о трактате Вильгельма Монаха, который учит также и о сложном украшении определенного главными правилами остова ф-а, написал Гвидо Адлер (см.). Первенцы хорошего трехголосного контрапунктического стиля в начале 15-го века содержат еще часто, скрытые задержаниями и пр., последования четырех и более подобных секстаккордов, характерных для ф-а (Дёнстэпль, Беншуа, Дюфэ и др.). Новейшие исследования (см. Дёнстэпль) все больше доказывают, что школе Нидерландцов предшествовала английская школа, находящаяся в прямой преемственной связн с ф-м (срв. Дёнстэпль).

2) Позднее под ф-м понимали простую гармонизацию cantus firmus’а, хотя и не в постоянном параллельном движении, как прежде, но все же преимущественно или исключительно "нота против ноты" консонирующими аккордами; в 17-м веке ф-м называли импровизированный по подобным же правилам, но изукрашенный трелями и колоратурами contrapunto alla mente. Наконец —

3) название Falso bordone применяется еще по отношению к говорку псалмодии, при котором целые части текста с начала до конца выдерживаются на одном тоне.

Другие люди и понятия:

Фоггенхубер

ФоггенхуберФоггенхубер (Voggenhuber), Вильма, фон (Ф.-Кролоп), отличная оперная певица, род. 1845 в Пеште, ум. 1888 в Берлине, ученица Штолля там же; дебютировала 1862 в пештском Национальном театре в роли Ромео (Беллини),… Полная информация

Фогель

ФогельФогель (Vogel), 1) Иоганн Кристоф, даровитый, но рано умерший композитор, род. 1756 в Нюрнберге, ум. 1788 в Париже; ученик Рипеля в Регенсбурге, 1776 отправился в Париж, где увлекся музыкой Глюка и… Полная информация

Фоглер

ФоглерФоглер (Vogler), Георг Иосиф (аббат Ф.), одинаково знаменит как органист, теоретик и композитор, род. 15 июня 1749 в Вюрцбурге, ум. 6 мая 1814 в Дармштадте; сын скрипичного мастера, рано подготовлен был к… Полная информация