Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Т - Ф

К оглавлению

Удар

УдарУдар (нем. Anschlag). Существуют различные способы у-а в фп-ной и органной игре, посредством которых достигается предписанный композитором характер артикуляции (см.) тонов. Главнейшими из этих способов являются у. legato и у. staccato; при первом тоны тщательно связываются друг с другом таким образом. что одновременно с нажатием каждой следующей клавиши отпускается предыдущая; при втором способе тоны резко отделяются друг от друга, т.е. предыдущую клавишу отпускают раньше, чем дотронутся до последующей. Подразделениями этих способов у-а являются: у. legatissimo, при котором каждый тон выдерживается некоторое время и после взятия следующего за ним тона, если конечно это допускается их гармоническим соотношением; у. non legato, самый мягкий вид staccato, когда тон выдерживается насколько возможно дольше, и только непосредственно перед взятием следующего за ним тона заметно отделяется от последнего (этот способ обозначается , т.е. соединением точек стаккато с дугой легато). Фп-ное staccato исполняется трояким способом: 1) при полном спокойствии плеча и руки, одним только быстрым поднятием пальцев с клавиш (leggiero), — способ удара, применимый в особенности к быстрым гаммовым пассажам; 2) при помощи легко подскакивающего движения кисти для каждого отдельного тона; 3) посредством легкого движения локтевого сустава, т.е. приподнятия всей нижней половины руки. В сущности все эти различия существуют только в теории; единственно важное на практике настоящее стаккато производится плечом, причем рука легко подскакивает при полной свободе кисти (см. Riemann "Katechismus des Klavierspiels" и "Vergleichende Klavierschule"), 1-я часть). Особого способа у-а требуют пассажи, состоящие из тонов, связанных по два дугой legato:

В подобных случаях следует после каждого второго тона слегка поднимать плечо и кисть, или — правильнее — второй (более легкий) тон берется одновременно с движением руки вверх (оттяжка). срв. Attacca, 2. Украшения, начинающие нотную длительность (мордент, аншлаг и группетто), исполняются легче и круглее, если им предшествует легкое приподнятие руки, которое поразительно усиливает эластичность. Слово у. нередко употребляют и в смысле туше (см.). Говорят также о фп. с "тугим", "легким", "мягким" и т.п. у-м, подразумевая при этом характер клавиатуры, так или иначе отвечающей у-у играющего.

Другие люди и понятия:

Ударные инструменты

Ударные инструментыУдарные инструменты (нем. Schlaginstrumente, франц. instruments à percussion, лат. instrumenta pulsatilia, percussa), называемые также крустическими (от греческого κρούειν ударять;… Полная информация

Удбю

УдбюУдбю (Udbye), Мартин Андреас, род. 1820 в Дронтгейме (Норвегия), ученик Гауптмана (теория) и Бербера (орган) в Лейпциге; возвратившись в Дронтгейм сделался там органистом при Hospitalkirche, а позднее при… Полная информация

Узли

УзлиУзли (Ouseley), сэр Фредерик Артур Гор, баронет, род. 1825 в Лондоне, ум. 6 апр. 1889 в Герефорде, сын ориенталиста и посланника при русском дворе, окончил университет в Оксфорде; 1854 доктор музыки, преемник… Полная информация