Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Ф - Ш

К оглавлению

Чайковский

ЧайковскийЧайковский,

1) Петр Ильич, род. 25 апр. 1840 на Воткинском заводе, Сарапульск. уезд., Вятск. губ., где отец его был директором казенного завода; ум. 25 окт. 1893 в СПБ. от холеры. Способный и вдумчивый, но нервный мальчик (крайняя нервная возбудимость, унаследованная от предков, осталась его свойством навсегда) выделялся и своими музык. дарованиями, но родные не обращали на это внимания и тем более не готовили его к музык. карьере. Впрочем, игре на фп. стали учить его уже на седьмом году. 1848 семья Ч. переехала в Москву, затем в СПБ., где Ч. учился игре на фп. у хорошего учителя Филиппова. 1850 его отдали в Спб. Училище Правоведения, по окончании которого (1859) Ч. поступил на службу по министерству финансов. Пребывание в Училище имело мало значения для развития музык. дарования Ч-го. Обладая хорошим дискантом, он пел все эти годы в церковн. хоре, которым управлял Ломакин (см.), но ни этот последний, ни преподаватель Ч-го по игре на фп. (1855—58), Кюндингер (см.), не разгадали таланта своего ученика, который импровизировал и сочинял тайком, не имея никаких теоретических знаний (импровизировать Ч. начал с тех пор, как стал учиться игре на фп.). Только осенью1861, будучи уже чиновником, Ч. решил заняться теорией музыки и поступил в только что учрежденные тогда музык. классы И. Р. М. О., преобразованные вскоре в консерв. Под влиянием впечатления, произведенного на него могучею личностью А. Рубинштейна, Ч. стал усердно работать и наконец (1863) вовсе бросил службу, решив посвятить себя всецело музыке. В консерв. Ч. изучал у Зарембы гармонию, контрапункт и формы, у Рубинштейна — инструментовку. Для участия в оркестре консерв. Ч. учился также играть на флейте у Чиарди; у Г. Штиля брал уроки игры на органе. В консерв. Ч. был товарищем Лароша, с которым остался близок навсегда.

Осенью 1865 Ч. окончил консерв.; за экзаменационную работу "К радости" Шиллера, плохо принятую критикой, он получил серебр. медаль и уже в янв. 1866 по приглашению Н. Рубинштейна переселился в Москву, в кач. преподавателя консерватории по классам специальной и обязательной теории музыки. Н. Рубинштейн сразу оценил талант Ч-го й, исполняя немедленно каждое его новое сочинение в концертах И. Р. М. О., оказал могучую поддержку развитию его дарования; при посредстве Рубинштейна же Ч. сразу нашел себе и постоянного издателя в лице Юргенсона (см.). Ободряюще влияло на него и общение с высоко ценившими его товарищами, музыкантами разных оттенков, Ларошем, Кашкиным, Альбрехтом, Клиндвортом, Губертом (см.) и др. Ч. сблизился также с представителями "Новой русской школы" (см.) Балакиревым, Стасовым и позднее с Римским-Корсаковым, несомненно имевшими на него некоторое влияние, особенно в выборе сюжетов и общей планировке первых программных сочинений. К своей преподавательской деятельности Ч. относился очень добросовестно, хотя и не любил ее (его лучший и наиболее любимый ученик С. Танеев). То же следует сказать и о критической деятельности Ч. В 1872—74 он был музык. фельетонистом "Русских Ведомостей", где несколько статей поместил и позже. Статьи Ч. привлекают меткостью суждений специалиста, горячностью (иногда, впрочем, доходящею до резкости) и литературными достоинствами; за то не всегда отличаются они сознательной устойчивостью и определенностью воззрений. В свое время они имели огромное значение, да и теперь читаются с большим интересом. При всех этих занятиях Ч. отличался редкой плодовитостью, которая, кроме легкости творчества, объясняется тем, что он работал удивительно регулярно ("как ремесленник"). Первыми публично исполненными сочинениями Ч. были: в СПБ., "Танцы сенных девушек" (1865, летом, в Павловске, под упр. Иог. Штрауса), в Москве увертюра F-dur (1866, И. Р. М. О.). Первое напечатанное сочинение Ч. — фп-ное скерцо и impromptu (op. 1).

Из ранних симфонич. сочинений Ч. наибольший успех имела уверт.-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869), тогда же получившая известность и за границей, где она была и издана (Берлин). 1877-й год был поворотным в жизни композитора. В этом году летом Ч. несчастливо женился; он навсегда разлучился с женой в том же году, но потрясение это едва не стоило ему жизни. Тогда же он навсегда бросил консерваторию, которою тяготился давно, и почти на год уехал за границу (Швейцария, Италия), где кончил "Онегина", впервые создавшего широкую славу Ч-го, и написал 4-ю симфонию — F-moll. К этому же году относится начало дружбы Ч. с Н. Ф. фон-Мекк, в лице которой Ч. на много лет (до 1890) нашел не только могучую нравственную, поддержку, но и человека, материальная помощь которого (6,000 руб. в год) дала ему возможность всецело посвятить себя творчеству. Ч. и ф.-Мекк никогда не слыхали голоса друг друга; они сообщались только письменно и эта переписка дает массу интересного материала для биографии и характеристики Ч. До 1877 Ч. жил постоянно в Москве, только летом выезжая в деревню к родным, знакомым или изредка (1868, 1873) за границу. После 1877 жизнь Ч. делается более подвижной; в этот период (до 1887) он жил больше всего в Каменке (Киевской губ., у сестры), в различных имениях ф.-Мекк, за границей (Сан-Ремо, Кларане, Италии) и на даче в Майданове (близ Клина), посещая также столицы, когда исполнялись впервые его сочинения. В это время Ч. был уже "знаменитостью" в России; чаще стали исполняться его сочинения и за границей (из опер первой шла "Орлеанская дева", в Праге, 1882). Еще сильнее стала расти мировая слава Ч., когда он, преодолев крайнюю прирожденную застенчивость, стал сам в кач. дирижера пропагандировать свои сочинения. Впервые Ч. выступил, как дирижер, 1886 при постановке своих "Черевичек" в московск. Большом театре, заменив заболевшего Альтани. В кач. концертного дирижера он впервые испробовал свои силы в Москве (И. Р. М. О., 1887); затем дирижировал не раз в СПБ. (И. Р. М. О.; Филармоническое общество, юбилей А. Рубинштейна и др.).

С этой поры жизнь Ч. приобретает еще более страннический характер; местом сравнительной оседлости за этот период являются дом-дача в с. Фроловском, близ Клина (1887—1891) и арендованный Ч-м дом в Клину (1891—93). Первое заграничное артистич. путешествие Ч. совершил 1887—88; он приглашен был дирижировать концертами из своих сочинений в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне, Тифлисе. 1888—89 Ч. выступил в Кельне, Франкфурте на М., Дрездене, Берлине, Женеве, Гамбурге, Лондоне. 1890 Ч. весну прожил во Флоренции, где написал "Пиков. Даму". 1890—91 он дирижировал в Париже и Нью-Йорке; 1891—92 — в Киеве, Варшаве, Гамбурге; наконец, в год смерти (1892—93) Ч. совершил больше всего поездок: дирижировал в Вене, Праге, Париже, Брюсселе, Одессе, Харькове, Лондоне и на акте Кембриджского университета, избравшего его доктором музыки. Последний раз Ч. дирижировал в концерте И. Р. М. О. (в СПБ. 16 окт. 1893), где исполнил свою "патетическую" симфонию. Через 9 дней он скончался. Ч. похоронен в Александро-Невской лавре в СПБ. Ему воздвигнуты памятники: в фойе Мариинского театра в СПБ., в Спб. консерватории (во весь рост); бюст его поставлен также в лейпцигском Гевандгаузе. Дом Ч. сохраняется в Клину с нетронутой обстановкой; заботами Модеста Ч., здесь устроен архив имени Ч.

Преобладающей чертой в творчестве Ч. является склонность к "минору", понимая под последним ту половину бесконечной гаммы человеческих настроений, которая больше тяготеет к полюсу печали. Есть у Ч. и блестящие мажорные страницы, но не в них он наиболее типичен и значителен; при том мажор Ч-го основан чаще на заимствованных народных и др. напевах, чем на оригинальных. Излюбленная тема Ч-го — бесстрастный; и беспощадный рок, фатум и в связи с этим "мировая скорбь", воплощенная в его музыке в различных степенях силы и значительности. Впрочем, для выражения этой скорби в ее наиболее грандиозной концепции индивидуальность Ч. была слишком мягкой, женственной, податливой. Идея фатума вдохновила Ч. на его три последние наиболее зрелые и самостоятельные симфонии; она же господствует и в большинстве его программных сочинений и опер. Одной из привлекательнейших черт музыки Ч. является ее искренность и теплота, вытекающие из крайне-субъективной природы творчества композитора; но благодаря той же субъективности он несколько односторонен (в смысле склонности к минору) и иногда повторяется. Вообще. Ч. тем слабее, чем дальше ему приходится отходить от самого себя. Оттого из симфоний он сильнее всего в 4-ой и 6-ой, из опер — в "Онегине" и "Пик. Даме". При всем том Ч. — несомненный эклектик, хотя и особого рода. Он увлекался новыми французами (Бизе, Массне, Делиб), поддавался влиянию Вагнера (главным образом в инструментовке), шел по следам Мейербера, Глинки, Даргомыжского, одно время был близок к "Новой Русской школе", походил на Шумана, Шопена, — но почти всегда оставался самим собой, ибо его могучая индивидуальность переплавляла все эти влияния и оттого становилась еще сильней. Последним эклектизм Ч. создавший у нас школу, отличается от эклектизма Рубинштейна, творческая индивидуальность которого была несравненно менее ярка. Менее ярка, в сравнении с Ч-м, и творческая индивидуальность Римского-Корсакова, гораздо более за то объективная.

Интересно сопоставление этих двух композиторов, собратьев по преобладающему влиянию на все современное русское музык. творчество. Ч. — минор, печаль; Римский-Корсаков — мажор, радость; Ч. — лирик полный самим собой, Р.-К. — эпик, рисующий других и редко говорящий о себе. Отсюда и склонность Р.-К-а к сюжетам сказочным, легендарным (счастье только в сказке), тогда как Ч. тяготеет к сюжетам драматическим, где герои — средние люди, страдающие как и все мы (не следует впрочем забывать о балетах Ч-го). Лучшие мелодии Ч-го — собственные, насквозь проникнутые его индивидуальностью: он сравнительно редко пользуется народными напевами; лучшие мелодии Р.-К-а народные или в народном духе. Инструментовка Р.-К-а типа преимущественно монографического, прозрачна, ясна; Ч. охотнее мешает краски, гуще, массивнее. У Р.-К-а, да пожалуй и у никого из русских композиторов нет таких могучих подъемов, как у Ч-го. Оба необычайно плодовиты, оба работали как "ремесленники", оба в зрелые годы принялись исправлять написанное в молодости. Подобно операм Р.-К-а и оперы Ч-го отличаются разнообразием стилей, хотя и не отклоняются в этом отношении до таких крайних противоположных пределов, как первые. Местами сильная, хотя и не вполне еще зрелая музыка "Опричника" склоняется к закругленным мелодическим формам; наоборот, в "Вакуле" приобретает важное значение мелодический речитатив "Нов. русской школы" и широкая симфоническая разработка отчасти с применением лейтмотивов. В "Вакуле" уже довольно сильно высказалась индивидуальность Ч-го, кстати сказать давшего здесь слишком много минора для полукомического облика оперы. Еще ярче, и главное вполне соответственно общему характеру сюжета, сказались лучшие лирические черты дарования Ч. в "Онегине", очень тонко оркестрованном и изобилующем свободнольющимися ариозо. Особенно удались Ч-му Ленский и Татьяна, сцена письма которой принадлежит к лучшим страницам оперной литературы. Вообще, Ч-му особенно удавались в операх женские образы ("Тургенев в музыке"). "Орлеанская дева" явилась диверсией в сторону мейерберовской "большой" оперы.

В "Мазепе" и особенно "Чародейке" сказалась драматическая сторона дарования Ч-го, при чем в первой опере много места отведено мелодич. речитативу, во второй — более законченным мелодич. формам. В "Пиковой Даме", объединяющей эти два элемента, соответственно слиянию в ней лирики и драматизма, Ч. достигает редкой силы музык. выражения и образности. "Иоланта" приближается к формам "Онегина", хотя холоднее его. Но если в опере Ч. только "один среди первых" русских композиторов, то в области симфонической музыки он может считаться "первым". Здесь Ч-му принадлежит наиболее видное место не только по количеству произведений, но и по их разносторонности, оригинальности, ширине замысла и силе красок. Симфонии Ч. — доказательство живучести и гибкости этой классической формы; в области программной музыки им также созданы первоклассные произведения. Не мало превосходного создано Ч-м и в мелких формах. Его романсы (см. ниже) отличаются богатством мелодии и дают общую яркую картину настроения; в деталях они не безупречны (злоупотребления повторением слов, неправильность декламации и др.). Фп-ные пьесы Ч-го привлекают не столько изяществом изложения, сколько красотою содержания. Ч-го нередко называют "интернациональным" композитором. Это частью верно, частью неверно.

Творчество его несомненно запечатлено национальными чертами, но они меньше сказываются в применении народных напевов, чем в общем облике его Музы, элегически-задушевной, жаждущей чего-то высшего, но недостаточно энергичной Такой национализм гораздо доступнее за пределами страны, чем "этнографический" (т.е. основанный на применении народных напевов), который более или менее свойствен творчеству почти всех предшественников Ч. Вот почему Ч-му, больше чем кому бы то ни было другому, удалось осуществить de facto то равноправие русской музыки в кругу европейских сестер ее, которое de jure установлено было еще Глинкой. Иностранцы склонны даже считать Ч-го нашим величайшим композитором. Наибольшей известностью за границей Ч. пользуется в Сев. Америке, Англии и Германии. В России Ч. господствует в настоящее время и в опере, и на концертной эстраде; "Евгений Онегин" — любимейшая из русских опер.

Литература о Ч. На первом месте следует поставить трехтомную "Жизнь П. И. Чайковского", написанную М. Чайковским [см.] (1900—1902, изд. Юргенсона; немецк. издание, 2 т. 1904, в перев. Юона, сокращено). Это не столько биография, сколько ценное собрание интереснейших биографич. материалов (масса писем, отрывки дневника Ч., воспоминания автора и разных лиц о Ч-м, сведения о сочинениях и т.п.); выяснением значения Ч. как композитора автор не задавался. Из воспоминаний о Ч. выдаются "Воспоминания" Кашкина (1896), "На память о Ч." Лароша и Кашкина (1894). См. еще: Баскин "Обзор деятельности Ч." (1890); Чешихин "Опыт характеристики Ч-го" (1893), Ларош "На память о Ч." ("Ежегодн. Имп. Т." 1892—93); Ларош "Ч., как драматич. композитор" (там же, 1893—94), Коптяев "П. И. Ч." ("Русск. Муз. Газ.", 1897 №№ 1—4), Лисицын "Ч., как духовн. композитор" ("Рус. Муз. Газ." 1897 № 9), Тимофеев "Ч. в роли музык. критика" ("Рус. Муз. Газ." 1899, 29—34), Финдейзен "Этюды о Ч." ("Рус. Муз. Газ." 1902 №№ 26—48), Чешихин "История русск. оперы", статьи Вальтера, Смоленского, Финдейзена в посвященном памяти Ч-го № "Рус. Муз. Газ." (1903, № 42); Вальтер "П. И. Ч." ("Мир Божий", 1903, № 10); Энгель "П. И. Ч." ("Русск. Вед." 1903 №№ 293 и 300, см. еще 1904 № 103); К. Ч. "Симфонии Ч." ("Рус. Муз. Газ." 1904 № 10—14). На нем. яз.: Iw. Knorr "P. I. Tschaikowsky" (со многими иллюстрац. Berlin, 1900); K Hruby "P. T." (Leipzig), G. Göhler "P. I. T." ("Zukunft" 1903 15, отрицательное отношение к Ч.); на англ. яз. Rosa Newmarch "Р. Т." (London 1900).

Сочинения Ч. — А. Для оркестра: — 6 симфоний: 1. "Зимние грезы", G-moll op. 13 (начата в консерв., окончена и исполн. 1868; позднее переделана), 2. C-moll op. 17 (1873, позже переделана), 3. D-dur op. 29 (1875, в 5 част.), 4. F-moll op. 36 (1877, Ч-м оставлена программа), 5. E-moll op. 64 (1888, через все части эпизодически проведена одна тема), 6. H-moll op. 74 "патетическая" (1893, финал — Adagio); кроме того симфония в 4 картинах "Манфред" op. 58 (1885, по Байрону); 6 сюит: 1. op. 43 (1879, 5 част.), 2. op. 53 (1883, 5 част.), 3. op. 55 (1884, одна из частей — тема с вар.), 4. op. 61 "Моцартиана" (1887, 4 инструментованных пьесы Моцарта), 5. op. 66а (из "Спящей красавицы"), 6. op. 71а (из "Щелкунчика"); "Итальянское каприччио" op. 45 (1880, на итал. темы), серенада для струн. оркестра op. 48 (1880); увертюры: F-dur (1865, рукоп.), C-moll (1866, рукоп.), к уничтожен. оп. "Воевода" op. 3 (1868), "Датская" op. 15 (торжествен., на тему датского гимна), "1812-й год" op. 49 (1880; торжественная ув. к открытию храма Христа-Спасителя в Москве), "Гроза" (1865, к драме Островского; изд. по смерти Ч. под op. 76); увертюры-фантазии: "Ромео и Джульетта", без op. (по Шекспиру; 1870, позднее исправлена), "Гамлет" op. 67а (по Шекспиру; 1888; см. 67b); фантазии: "Буря" op. 18 (по Шекспиру, 1873), "Франческа да Римини" op. 32 (по Данте, 1876); симфонич. поэма "Фатум" (1868; партитура уничтожена Ч-м, по смерти которого восстановлена и изд. под op. 77); симфонич. баллада "Воевода" (1891; на поэму Мицкеизича-Пушкина; также уничтож. Ч-м и изд. под op. 78); марши: "Славянский" 1876; "Коронационный" (1883), "Правоведский" (1885), "Военный" (д. военн. оркестра); "Элегия" памяти Самарина для струн. орк. (1884), впоследствии вошедшая в музыку к "Гамлету" Шекспира op. 67b (1891, 14 №№); "Танцы сенных девушек" (из оп. "Воевода", op. 3); кроме того Ч. инструментовал увертюру Лароша (рук.). B. Для камерн. ансамбля: 3 струн. квартета: 1. D-dur, op. 11 (1872), 2. F-dur op. 22 (1874), 3. Es-moll op. 30 (1876, памяти Лауба); превосходное фп-ное трио A-moll op. 50 (1882, "Памяти великого артиста" [Н. Рубинштейна]); секстет для 2 скрип., 2 альтов и 2 виолонч. "Воспоминание о Флоренции" op. 70 (1892) С. Для фп. с орк.: 3 концерта 1. B-moll op. 23 (1875, одно из лучших произведений в этом роде), 2. op. 44 (1886), 3. (1893; изд. после смерти, op. 75); фантазия op. 56 (1884); Andante и финал (посмертн., op. 79). D. Для скрипки (с орк.): Меланхолич. серенада op. 26 B-moll (1875); вальс-скерцо op. 34; концерт D-dur op. 35 (1878); 3 пьесы для скр. с фп. "Souvenir d’un lieu cher" op. 42 (1879). E. Для виолонч. с орк.: Вариации на тему рококо op. 33 (1876); "Pezzo capriccioso" op. 62 (1887). F. Для фп. (больше 100 №№): op. 1. "Русск. скерцо" и "Impromptu" (1867), op. 2. "Воспоминание о Гапсале" (3 №№, м. пр. Chant sans paroles), 4 (вальс), 5 (романс F-moll), 7 (вальс-скерцо), 8 (каприч.), 9 (3 №№), 10 (2 №№), 19 (1874; 6 №№, м. проч. ноктюрн Gis-moll и тема с вар. F-dur), 21 (6 пьес на одну тему), 37 (1879; соната G-dur), 37bis (1876; "Времена года" 12 №№ на каждый месяц, м. пр. "баркаролла", "осенняя песня"), 39 (1878, "Летский альбом" 24 №№), 40 (1878; 12 №№ средн. трудности, м. пр. "Chanson triste"), 51 (6 №№), 59 ("Думка"), 72 (1893; 18 №№); 80 (посмертн. изд.; соната Cis-moll, 1865); без opus’а: impromptu-caprice (1885), "Momento lirico", impromptu As-dur; вальсскерцо № 2; "Марш добровольного флота" (1878, под псевдон. Синопова), попурри из оперы "Воевода" под псевдон. Крамера); кроме того Ч. приспособил "perpetuum mobile" Вебера для левой руки (1873), переложил 50 русск. народн. песен для фп. в 4 р. (1869) и аранжир. "Иоанна Грозиого" Рубинштейна для фп. в 4 р. Е. Балеты (3): "Лебединое озеро" в 4 д. op. 20 (Москва, 1876); "Спящая красавица" в 3 д. с пролог. op. 66, сюжет Петипа и Всеволожского (СПБ. 1890), "Щелкунчик", бал.-феерия в 2 д. и 3 карт. op. 71, сюжет по сказке "Casse-Noisette" А. Дюма, переделанной из сказок Гофмана, (СПБ. 1892, вместе с "Иолантой"). F. Оперы (10): 1. "Воевода", в 3 д., op. 3, по драме Островского (Москва, 1868; позднее уничтожена, кроме увертюры, антракта и танцев сенных девушек); 2. "Ундина", в 3 д., на либр.

Соллогуба по Жуковскому (1869; не ставилась и уничтожена Ч-м); 3. "Опричник" 4 д. 5 карт., либр. Ч-го по Лажечникову (1870—72; Москва 1874); 4. "Кузнец Вакула", 3 д. 7 карт., op. 14, либрет. Полонского по "Ночи перед Рождеством" Гоголя; премиров. 1875 на конкурсе И. Р. М. О. в СПБ. и там же поставл. 1876; 1885 переделана и получила название "Черевички", комико-фантастич. опера, 4 д. 8 карт.); 5. "Евгений Онегин" лирич. сцены в 3 д. и 7 карт., op. 24, либр. Ч-го по Пушкину (написана целиком в 5 месяцев, 1877; 1-й раз шла в спектакле московск. консерв. 17 марта 1879; 11 янв. 1881 в моск. Больш. театре; 1883 в СПБ. в муз. драматич. кружке; 12 окт. 1884 на Спб. Мариинск. сцене; Прага (1888), Киев (1892), Гамбург (1892), Вена, Берлин, Милан, Лондон и др. 6. "Орлеанская Дева", 4 д. 6 карт., либр. Ч-го по Жуковскому (СПБ. 1881, Прага 1882); 7. "Мазепа" 3 д. и 7 карт., либр. Буренина, по "Полтаве" Пушкина, для К. Давыдова, передавшего его Ч-му (писалась 1880—83; СПБ. 7 февр., Мссква 13 февр. 1884); 8. "Чародейка" 4 д., либр.

Шпажинского по его же драме (СПБ. 1887 под управл, Ч., Москва 1890 только раз; Частн, моск. оп. 1900); 9. "Пиковая Дама", 3 д, 7 карт., либр. М. Чайковского по Пушкину (напис. целиком в 5 месяц. 1890; СПБ. 7 дек. 1890; Киев 1890, Москва 1891, Прага 1892, Вена, Берлин; 10. "Иоланта" лирич. опера, 2 д., либр. М. Чайковского по драме датск. поэта Г. Герца "Дочь короля Ренэ" (СПБ. 1892, Москва 1893, Вена и др.). Ч. написал еще музыку к весен. сказке "Снегурочка" Островского (op. 12, 19 №№ для соло, хора и орк.; Москва 1873); музыку к "Гамлету" (14 №№, см. выше); музыку к хронике Островского "Дмитр. Самозванец и Вас. Шуйский" (ненапечат.), мелодраму к комедии Островского "Воевода" (рукоп. 1886); . речитативы и хоры к "Черному Домино" Обера (1868; не сохранились), речитативы и перевод текста к "Свадьбе Фигаро" (1876). G. Для пен. с орк.: "К радости" Шиллера (для хора и орк., 1866, рукоп.), "Кантата на открытие политехнич. выставки" (1872, рукоп.), коронационная кантата "Москва" для мец.-сопр., барит., хора и орк. (1883), "Ромео и Джульетта" дуэт для тен. и сопр. (закончен С. Танеевым). Н. Хоры: "Блажен" (мужск.), "Соловушко" (смеш.), хор насекомых из неоконч. оперы "Мандрогора" (с орк.), юбилейный хор училища Правоведения (1885, рукоп.), хор к юбилею А. Рубинштейна (1889), 3 хора a capella (1891). I. Романсы, дуэты и пр. (около 110): op. 6 (1869; 6. №№. м. пр. "Ни слова", "Нет, только тот"), 16 (1873, 6 №№ м. пр. "Колыбельная"), 25 (1875, 6 №№), 27 (1875, 6 №№), 28 (1875, 6 №№ м. пр.., Страшная минута"), 38 (1878, 6 №№ м. пр. "Серенада Дон-Жуана", "То было раннею весной", "Средь шумного бала"), 46 (1881, 6 дуэтов), 47 (1881, 7 №№, м. пр. "Благословляю вас, леса", "День ли царит", "Я ли в поле"), op. 54 (1883, 16 детск. песен на слова Плещеева, м. пр. "Легенда"), 57 (1884, 6 №№), 60 (1886, 12 №№, м. пр. "Песнь цыганки", "Ночь"), 63 (1887, 6 №№), 65 (1888, 6 №№ на франц. текст), 73 (1893, 6 №№ на слова Ратгауза, м. пр. "Мы сидели с тобой", "Снова как прежде"); 5 романсов без opus’а (м. пр. "Забыть так скоро"); "Природа и любовь", для двух сопр., контр., фп. и женск. хора (посмертн. изд.), "Ночь" вокальный квартет (1893, слова Ч-го; музыка на тему из C-moll’ной фантазии Моцарта); К. Духовные песнопения: "Литургия св. Иоанна Златоуста" на 4 голоса op. 41 (1878, 15 №№); "Всенощное бдение" опыт гармонизации богослужебн. песнопений, на 4 гол., op. 52 (17 №№); 9 духовн.-музыкальных сочинений для полн. хора (1885); гимн в честь св. Кирилла и Мефодия (1885). L. Статьи и книги: "Учебник гармонии" (Москва 1870; 6 изд. 1897; в немецк. перев. П. Юона 1899; в англ. перев. E. Krall’я и Liebling’а 1900), "Кратк. учебник гармонии, приспособлен. к чтению духовно-музык. сочинений" (2-е изд. 1895). Кроме того Ч. перевел с франц. "Руководство к инструментовке" Геварта (1866, 2-е изд. 1903), "Музык. катехизис" Лобе (1870), текст "Свадьбы Фигаро" Моцарта, "Персидских песен" Рубинштейна и 6 итал. романсов Глинки; он редактировал также 1881 полное собрание духовн.-музыкальных сочинений Бортнянского. Тематический каталог сочинений Ч. издан под ред. Б. Юргенсона (Москва, 1897). Музык. фельетоны Ч. изданы 1898 (с предисловием Лароша; тут же рассказ Ч-го о его 1-й заграничн. поездке; немецкий перевод Штюмке, (Берлин, 1900). Брат предыдущего —

2) Модест Ильич, род. 1 мая 1850 в Алапаеве (Нижегород. губ.); автор нескольких драм (м. пр. "Симфония"); написал также либретто опер "Пиковая Дама", "Иоланта" (Петра Ч.), "Дубровский (Направника) "Ледяной дом" (Корещенко), "Наль и Дамаянти" (Аренского) и др. о капитальном трехтомном труде М. Ч-го "Жизнь П. И. Чайковского" (1900—1902), см. выше, стр. 1401. (Э.)

Другие люди и понятия:

Чакона

ЧаконаЧакона (итал. ciacona; франц. chaconne, произн. шаконн), инструментальная пьеса, подобно пассакалье (см.) состоящая из ряда вариаций на фоне basso ostinato (тема баса состоит самое большее из восьми тактов, в… Полная информация

Частушка

ЧастушкаЧастушка, один из новейших типов народной песни; это — большей частью короткие куплеты, состоящие из коротких же строк и черпающие содержание из современной жизни (фабричной, сельской,… Полная информация

Чези

ЧезиЧези (Cesi), Беньямино, род. 1845 в Неаполе, композиции учился у Меркаданте и Паппалардо в неаполитанской консерв. и был частным учеником Тальберга; отличный пианист, концертировавший кроме Италии… Полная информация