Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Ф - Ш

К оглавлению

Франк

ФранкФранк,

1) (Franck), Мельхиор, чрезвычайно плодовитый церковный композитор, род. ок. 1573 в Циттау, жил затем в Нюрнберге и 1603 сделался капельмейстером герцога Казимира в Кобурге, ум. 1 июня 1639. Ф. издал: "Melodiae sacrae" (4—12 глсн., 1601—604 [1607], 3 части); "Musikal. Bergreyen" (1602); "Contrapuncti compositi" (1602, 4-глсн. церков. песнопения); "Farrago" (6-глсн. светс. песни 1602), "Neue Paduanen, Galliarden etc." (1603); "Opusculum etlicher newer und alter Reuterliedlein" (1603); "Quodlibets" (1603); "Deutsche weltliche Gesänge und Täntze" (1604 и поздн.); "Geistliche Gesänge und Melodien" (1608); "Tricinia nova" (1611); "Zween Grabgesänge" (1614); "Zwey newe Hochzeitsgesänge" (1614); "Die trostreichen Worte aus dem 54. Kapitel Esaiä" (7—15-глсн., 1615); "Deliciae amoris" (1615); "Lilia musicalia" (1616); "40 Teutsche lustige musikal. Täntze" (1624), "Sacri convivii musica sacra" (1626); "Cithara ecclesiastica et scholastica" (б. г.); "Der 51. Psalm für 4 Stimmen" (1634); "Paradisus musicus" (1636); "2 neue Epicedia" (1639) и мног. друг. Тщательное описание напечатанных композиций Ф-а, хранящихся в публичных библиотеках, см. в 17-м томе "Monatshefte f. Musikgeschichte". Срв. Aloys Obrist "M. Fr." (1892, диссертация).

2) Иоганн Вольфганг, род. 1641 в Гамбурге, врач и оперный капельмейстер там же, издал сонаты для 2 скрипок с басом и поставил в Гамбурге ряд (14) опер своего сочинения (1679—86); из его церковных композиций сохранились "Geistliche Melodien" с генерал-басом (1681 и поз.), вновь изданные с новым текстом Остервальда под ред. Д. Г. Энгеля (1857). 1688 Ф. отправился в Испанию, где снискал благосклонность при дворе, но умер будто бы от яда. Срв. Zelle "J. W. Fr." (1889).

3) Цезарь Огюст, род. 10 дек. 1822 в Люттихе, ум. 9 нояб. 1890 в Париже, композитор; учился сначала в люттихской, а затем в парижской консерв., где был учеником Циммермана (фп.), Леборна (контрапункт) и Бенуа (орган) и получил первые премии по фп-ному (1838) и органному (1841) классам. Прожив два года в Люттихе, Ф. поселился в кач. учителя музыки в Париже, где сделался оначала органистом церкви St. Jean-St. François, 1858 капельмейстером и 1859 органистом при церкви св. Клотильды. С уходом Бенуа (1872) Ф. занял его место в кач. профессора органной игры при консерв. Ф. один из наиболее выдающихся и оригинальных композиторов молодой французской школы, произведения которого лишь после его смерти постепенно начали приобретать известность; в настоящее время достоинства последних нашли себе более или менее общее признание.

Сочинения Ф-а: оратории "Ruth" (1846), "Redemption" (1872), "Les Béatitudes" ("Заповеди блаженства" 1880), "Rebecca" (1881); 150-й псалом, месса (op. 12) для трех голосов с органом, арфой и виолонч., "La procession" (соло, хор и орк.); симфонич. поэмы "Les Eolides" (1876), "Les Djinns" (1884, фп. и оркестр), "Psyché" (1887, хор с орк.), "Le chasseur maudit" ("Проклятый охотник", 1883), "Symphonie D-dur" (1889), "Симфонические вариации" (фп. и орк.); 2 оперы: "Hulda" (закончена 1885, исполн. впервые 1895 в Монте-Карло, затем в Тулузе и Гааге) и "Ghiselle" (написана 1888, исполн. впервые 1896 в Монте-Карло); струн. квартет (1889), 4 фп-ных трио (op. 1 и 2), фп-ный квинтет (1880), скрипичная соната (1886), интересные произведения для органа ("Прелюдия, фуга и вариации", фантазия C-dur, Prière Gis-moll op. 20, Grande pièce symphonique op. 17, Pastorale E-dur op. 19) и для фп. ("Прелюдия, хорал и фуга", "Прелюдия, ария и финал"), мотеты, оффертории, песнопения с органом и инструментами ("Panis angelicus"), хоры a capella (гимн для мужс; голосов 1880) и т.д. Некоторые крупные произведения Ф-а еще не изданы (оратория "Вавилонское столпотворение"). Срв. Arthur Coquard "C. Fr." (1891), Gustave Derepas "C. Fr., Etude sur sa vie" (1897), Et. Etranges "L’oeuvre lyrique de C. Fr." (1897), а также H. Imbert "Portraits et études" и G. Servières "La musique française moderne" (1897). Новые сочинения о нем: P. L. Garnier "L’héroïsme de C. F." (1900), F. Balden-Sperger "C. F." (Paris, 1901). Новые сочинения о нем: P. L. Garnier "L’héroïsme de C. F." (1900), F. Balden-Sperger "C. F." (Paris, 1901). Брат его —

4) Жозеф, учитель музыки в Париже, издал мессы, кантаты, мотеты, романсы, инструктивные фп-ные пьесы, а также: "Manuel de la transposition et de l’accompagnement du plainchant", "Traité d’harmonie", "L’art de l’accompagnement du plainchant", "Nouvelle methode de piano facile" и пр.

5) Эдуард, род. 1817 в Бреславле, ум. 1893 в Берлине; преподаватель фп-ной игры при кёльнской консерв., в Берне, с 1867 при консерв. Штерна в Берлине и с 1886 также при семинарии Эм. Бреслаура. Достойный внимания композитор (симфония ор, 47, фп-ный квинтет op. 45, секстет op. 41, виолончельная соната op. 42, дуо для 2 роялей op. 46, 6 фп-ных сонат op. 40, 3 таких же op. 44; 40 [больших] фп-ных пьес op. 43 и мн. др.).

6) (Frank) Эрнст, отличный дирижер и композитор, род. 7 февр. 1847 в Мюнхене, ум. 17 авг. 1889 в Обердёблинге близ Вены (в умствен. расстройстве); поступил в мюнхенский университет, но вскоре стал серьезно изучать фп-ную игру у Мортье-де-Фонтэна и композицию у Фр. Лахнера, после чего сделался придв. органистом и коррепетитором придв. оперы. Затем Ф. с 1869 был хормейстером венской придв. оперы и позднее дирижером хоровых об-в; 1872—77 подвизался с отличием в кач. придв. капельмейстера в Мангейме, где м. проч. закончил и поставил оперу Гётца "Francesca da Rimini" (1877). 1877 Ф. получил приглашение на должность первого капельмейстера во франкфуртский театр, где под дирекцией Отто Девриена предполагали начать новую эру культа истинного искусства; к сожалению добрые намерения не осуществились, и когда был удален неудобный по серьезности своих стремлений Девриен, то и Ф. отказался от должности. В конце 1879 он был вознагражден приглашением в Ганновер в кач. преемника Бюлова. Из композиций Ф-а известность приобрели в особенности романсы и хоры (дуэттино для 2 женс. голосов из "Am Fenster" Кэт Гринэвэй и "Rattenfängerlieder" из "Singuf" Вольфа с облигатной скрипкой); затем он написал оперы "Adam de la Halle" (Карлсруэ 1880), "Hero" (Берлин 1884), "Der Sturm" (по Шекспиру, Ганновер 1887) и пр.

Другие люди и понятия:

Франкенбергер

ФранкенбергерФранкенбергер, Генрих Фридрих, род. 1824 в Вюмбахе (Шварцбург-Зондерсгаузен), ум. 1885 в Зондерсгаузене; музык. образование получил в Зондерсгаузене и позднее у Л. Плэди, К. Ф. Бекера и М. Гауптмана в… Полная информация

Франкёр

ФранкёрФранкёр (Francoeur), 1) Франсуа, 1698—1787; скрипач парижской оперы; друг Фр. Ребеля. Позднее Ф. сделался камерным композитором, директором оперы и наконец (1760) корол. главным интендантом музыки. Ф…. Полная информация

Франкетти

ФранкеттиФранкетти (Franchetti), Альберто, барон, род. 18 сент. 1860 в Турине в богатой семье, ученик мюнхенской и дрезденской консерваторий (Дрэзеке), композитор камерных и оркестровых произведений, а также опер… Полная информация