Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Ф - Ш

К оглавлению

Фуко

ФукоФуко (Fuchs),

1) (по латин. Fux) Иоганн Иосиф, род. 1660 в Гиртенфельде близ Санкт-Марейна (Штирия), ум. 14 февр. 1741 в Вене; 1698 сделался органистом при "Schottenstift" и придв. композитором в Вене, 1705 вторым капельм. собора св. Стефана, 1713 придв. вторым и 1715 первым капельмейстером (после Циани). Ф. написал множество церковных композиций (50 одних месс, 3 реквиема, 57 вечерень и псалмов и пр.), 10 ораторий, 18 опер ("Elisa" шла под управлением Карла VI!), 29 партит и пр.; однако напечатана была лишь небольшая часть их: торжеств. опера "Elisa", "Concentus musico-instrumentalis" (7 оркестровых сюит), "Missa canonica" (блестяший образец контрапунктического искусства), 38 трехголосных сонат (до сих пор найдены лишь немногие из них). Но главным и знаменитейшим произведением Ф-а является его книга "Gradus ad Parnassum" (латинск. изд. 1725; немец. Мицлера 1742; итальян. Манфреди, 1761; франц. Дени, 1773; англ. Престона 1791), которая и по сие время для некоторых учителей контрапункта служит действующей нормой; сочинение это впрочем уже во время своего появления было устарелым в том отношении, что в основу его системы положены не современные строи, а церковные лады. Обстоятельную биографию Ф-а с тематич. перечнем его произведений издал А. ф. Кёхель (1872). Срв. Schnabel "J. J. F., der österreichische Palestrina" (1895). Мессы и мотеты Ф-а изданы были вновь ввиде томов I, 1 и II, 1 собрания "Denkmäler der Tonkunst in Oesterreich" (Адлер).

2) Карл Дориус Иоганн, талантливый пианист и музык. писатель, род. 22 окт. 1838 в Потсдаме, сын учителя музыки и органиста. 1859 он поступил на богословский факультет берлинского университета, но одновременно с этим сделался частным учеником Г. ф. Бюлова. Позже Ф. изучал генерал-бас у К. Ф. Вейцмана, а композицию у Фр. Киля. Первой литературной работой Ф. была статья "Betrachtungen mit und gegen Arthur Schopenhauer" в журн. "N. Berl. Musikzeitung". 1870 Ф. получил степень Dr. phil. за диссертацию "Präliminarien zu einer Kritik der Tonkunst", философский анализ художественного наслаждения от музыки. С 1871 Ф. жил в Берлине, выступал в кач. пианиста и писал разные статьи в "Mus. Wochenblatt". 1875 концертное турне забросило его в Гиршберг в Силезии, где он основал музык. об-во и с успехом исполнял должность дирижера. 1879 он переселился в Данциг, где сделался учителем музыки при семинарии "Viktoria" и 1886 органистом при Petrikirche. 1887 Ф. сделался музык. рецензентом данцигской газеты, фельетоны которой получили благодаря ему большое значение. 1882 он первый присоединился к стремлениям Г. Римана усовершенствовать нотное письмо посредством обозначения фразировки; к этой области относятся его книги: "Die Zukunft des musikalischen Vortrags" (1884, 2 части; 3-ья еще не выходила) и "Die Freiheit des musikalischen Vortrages" (1885); кроме того он издал вместе с Г. Риманом: "Praktische Anleitung zum Phrasieren" (1886). Срв. также "50 Phrasen zur Verständigung etc." (в "Mus. Wochenblatt" 1892). В 1898 Ф. издал, Künstler und Kritiker". Фп-ная игра Ф-а отличается замечательной выразительностью; он действительно, фразирует". Ф. первый пробовал применить начала фразировки также и к оркестровому исполнению. Преподавательская деятельность Ф. выдается из ряда; его "Hauskonzerte" с аналитически-эстетическими лекциями пользуются большой популярностью.

3) Иоганн Непомук, род. 1842 в Штирии; изучал в Вене право и музыку (Зехтер); 1864 сделался оперным капельмейстером в Пресбурге, затем ту же должность занимал при различных сценах и с 1880 при венской придв. опере. 1888 Ф. сделался профессором композиции при венской консерв., 1893 стал во главе этого учреждения. Его опера "Zingara" исполнялась 1872 в Брюнне; кроме того он обработал "Almira" Генделя для Гамбурга (1878), а также "Alfonso und Estrella" Щуберта и "Betrogener Kadi" и "Maienkönigin" Глюка для Вены.

4) Роберт, брат предыдущего, род. 1847; ученик венской консерв. и в наст. время проф. гармонии при том же учреждении; написал: фп-ную сонату, 2 скрип. сонаты, 4 серенады, 2 симфонии (op. 37. G-dur), увертюру "Des Meeres und der Liebe Wellen" (Грильпарцер), мессу F-dur (1897), трио, квартет, изящные пьесы для фп. в 2 и 4 руки, вариации и пр.

5) Альберт, род. 1858 в Базеле, ученик лейпцигской консерв. (1876—79); 1889 купил основанную В. Фрейденбергом в Висбадене консерваторию, пришедшую в упадок при преемнике последнего В. Таубмане, и скоро поднял ее до цветущего состояния. 1898 он передал ее А. Эйбенщютцу (см.) и вступил в состав учителей дрезденской консерв., взяв на себя вместе с тем ведение музык. критики в газете "Dresdener Zeitung". Ф даровитый композитор новейшего направления (романсы, дуэты, фп-ные сочинения [соната F-moll], венгерская сюита для орк., соната для виолонч.) —

6) Юлиус, написал: "Kritik der Tonwerke", 1-й том "Die Komponisten von Bach bis zur Gegenwart." (1897, англ. изд. 1898), перечень музыкальных произведений с кратким критическим разбором и др.

Другие люди и понятия:

Фумагалли

ФумагаллиФумагалли, 1) Адольфо, 1828—1856; ученик Анджелони в миланской консерв., с 1848 обращал на себя внимание в Италии, Франции и Бельгии в кач. элегантного пианиста, а также пользовался некоторое… Полная информация

Фуми

ФумиФуми, Винчеслао, итал. композитор и дирижер, 1823—1880; ученик Джорджетти во Флоренции, состоял оперным капельмейстером при различных итал. театрах, а также в Константинополе, Рио-де-Жанейро,… Полная информация

Фундаментальный бас

Фундаментальный басФундаментальный бас (basse fondamentale, Fundamentalbass) по системе Ж. Ф. Рамо представляет собой последование воображаемых основных тонов гармонии. Рамо пытался открыть для интервалов этого идеального… Полная информация