Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Ф - Ш

К оглавлению

Функции

ФункцииФункции (тональные гармонические ф.), так называет Г. Риман те разнообразные значения, которые может иметь для гармонической логики музыкального произведения каждый аккорд, смотря по своему отношению к данной тонике. В своем сочинении "Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов" (1893, русс. перев. Ю. Энгеля, М. 1900) Риман попытался последовательно разрешить задачу, намеченную им уже в своей книжке "Musikalische Logik" (1873). Задача эта заключается в том, чтобы объяснить и обозначить все, даже самые сложные гармонические образования (все равно — диссонирующие или консонирующие), как более или менее видоизмененные формы трех единственно-существенных гармоний: тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D). В мажорном строе эти три гармонии — прежде всего мажорные аккорды (Т+, S+, D+), в миноре — минорные (0T, 0S, 0D); тем не менее субдоминанта может в мажоре быть также минорным аккордом (0S) и доминанта в миноре — мажорным аккордом (D+). Диссонирующими формами доминант, заключающими в себе более трех тонов, являются прежде всего: S6, D7, SVII, DVI (срв. Диссонанс, A; а также Римановская терминология).

К этому присоединяются мнимо-консонирующия гармонические формы, которые придают созвуку вид (но не значение) созвука противоположного наклонения или 1) вследствие замены квинты секстой (65); таковы параллельные созвуки: Tp, Sp, Dp; 0Tp, 0Sp, 0Dp; или 2) вследствие замены примы противоположной секундой; таковы созвуки вводной смены: , , , , , . В первых трех мажорная прима заменяется малой нижней секундой, в последних трех — минорная прима малой верхней секундой, напр. в A-moll’е: = d f b вместо d f a, в C-dur’е = h e g вместо c e g и т.д. Для применения всех этих аккордов руководящим началом является значение тех главных созвуков, которые ими замещаются. Хроматические гармонии представляются прежде всего доминантами к последующим более простым гармониям и обозначаются соответственно этому, напр. аккорды, отмеченные в нижеследующем примере круглыми скобками:

Сокращениями являются, далее, обозначение доминанты от доминанты (т.е. "второй" доминанты) в виде и минорной субдоминанты от минорной же субдоминанты (т.е. "второй" субдоминанты) в виде . Эллипсы (выпущения ожидаемых аккордов) при хроматических гармониях обозначаются кратко посредством заключения выпущенного аккорда в угловатые скобки, напр. нижеследующее последование, не покидающее C-dur’а, должно быть обозначено так:

Модуляция обозначается всегда как замена одной ф-и другою (обращение ф-ий) напр. в C-dur’е представится в виде:

Так как этот способ обозначения не связан с определенным строем, то он замечательно удобен для целей изучения, разбора и исследования, а также и в кач. вспомогательного средства для транспозиции.

Во внешнем мире: Смотрите описание художественная ковка оборудование у нас на сайте.


Другие люди и понятия:

Фурланетто

ФурланеттоФурланетто, 1) Бонавентура прозванный Musin, 1735—1817; рано сделался учителем пения и дирижером концертов при Ospedale della Pietà (венецианской консерв. для девушек) и имел в кач, дирижера, органиста… Полная информация

Фурман

ФурманФурман (Fuhrmann), Мартин Генрих, с 1704 "лютеранский кантор" при гимназии Фридр. Вердера, один из лучших теоретиков и критиков своего времени, издал большинство своих сочинений под псевдонимом:… Полная информация

Фурнье

ФурньеФурнье (Fournier), Пьер Симон, 1712—1768; парижский словолитчик, ввел вместо нотных типов Готена (см. Готен, Баллар) типы современной формы, т.е. соответствующие писанным и гравируемым в других местах… Полная информация