Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Б

К оглавлению

Брукнер

БрукнерБрукнер (Bruckner), Антон, выдающийся композитор, род. 4 сент. 1824 в Ансфельдене (Верхняя Австрия), ум. 11 окт. 1896 в Вене, сын сельского учителя, который дал ему первоначальное музык. образование; после ранней смерти отца был взят мальчиком в певчие приюта св. Флориана. Находясь в крайне скудной обстановке помощника учителя в Виндгаге близ Фрейштадта, затем учителя и исполняющего должность органиста при приюте св. Флориана, Б. сумел почти самоучкой выработать из себя отличного контрапунктиста и превосходного органиста, так что в 1855 на конкурсе на место соборного органиста в Линце одержал блестящую победу. Из Линца, также как и прежде из С.-Флориана, Б. ездил часто в Вену, чтобы усовершенствоваться там под руков. Зехтера в контрапункте; в 1861—63 он изучал кроме того композицию у Отто Кицлера. По рекомендации Гербека Б. был приглашен после смерти Зехтера занять место последнего — органиста придв. капеллы, а также профессора органной игры, контрапункта и композиции при венской консерв.; с 1875 к этим должностям присоединилось еще место лектора по музыке при университете.

В 1891 венский университет возвел Б. в степень Dr. phil. hon. c. Редко заслуги композитора оценивались так поздно, как это было по отношению к Б.; ему было уже более 50 лет, когда его стали "замечать" и только в 60 лет он сделался "знаменитостью". Антагонизм сторонников Б. и Брамса, возгоревшийся тогда (в особенности в Вене), теперь, после смерти обоих композиторов, уступил место спокойной оценке и Вена вместе с остальным музык. миром наслаждается творениями обоих, не унижая их друг перед другом. Разница между особенностями обоих композиторов характеризуется сопоставлением глубокого внимания, которое уделял изучению старинных мастеров Брамс, и страстной приверженности к современной вагнеровской музыке, какую всегда обнаруживал Брукнер. Оба были преимущественно инструментальными композиторами, не сочиняли опер, и, если писали для пения, то почти всегда с сопровождением инструментов; таким образом они дали нам два новых типа оркестровых произведений: симфонию, вдохновленную изучением Баха и композиторов 16-го в. (Брамс) и симфонию, проникнутую духом Вагнера (Брукнер). Кроме этой совершенной противуположности направлений, приходится, конечно, принять в расчет еще и коренное различие в характере творчества обоих композиторов, которое выражается у Брамса в отвращении к избитым эффектам, а у Б. в стремлении к развитию блеска и силы. Сказанного достаточно, чтобы характеризовать разницу между обоими композиторами и объяснить как "воздержание" Брамса, так и выходящие иногда из границ размах и полноту Б. Этими же факторами достаточно выясняются часто трудно поддающиеся анализу — строгое внутреннее единство у Брамса при всей утонченной расчлененности его фактуры и скачки в развитии разработки, заметные порой у Б., несмотря на всю массивность его изложения. Число произведений Б. не велико, но все они представляют крупные работы. Во главе их стоят 8 симфоний (I. C-moll, написана в 1866 в Линце, исполнена в 1868 там же, в Вене впервые в 1891; II. также C-moll, Вена 1873; III. D-moll, Вена 1877; IV. Es-dur ("романтическая"), Вена 1881; V. B-dur (Грац 1894); VI. A-dur, издана и исполнялась впервые лишь 26 февр. 1899; VII. E-dur (Лейпциг 1884, под упр. Никиша; лишь с этого времени имя Б-а получило всеобщую известность); VIII. C-moll (посвящена импер. Францу Иосифу; Вена 1882).

После смерти Б. остались неоконченными 3 части IX симфонии. Далее следуют три органные мессы: I. D-moll, написана в 1863, II. E-moll (8-глсн. хор и духовые инструменты), III. F-moll (Вена 1893); величественный "Te Deum" (Вена 1886); 150-й псалом для соло, хора и оркестра; ряд небольших церковных композиций ("Ave Maria", "Tantuni ergo", градуалы, антифоны); мужские хоры с оркестром: "Germanenzug" и "Helgoland", несколько смешанных и мужских хоров a capella и струнный квинтет F-dur. Срв. Franz Brunner "A. B." (1895). А. Гёллерих уже давно готовит к печати биографию Б—а.

Другие люди и понятия:

Брумель

БрумельБрумель (Brumel), Антон, выдающийся нидерландский контрапунктист, современник Жоскина и ученик Окегэма; жил при дворе герцога Соры, Сигизмунда Кантельмуса, а в 1505 перешел от него ко двору герцога… Полная информация

Брунетти

БрунеттиБрунетти, Гаэтано, скрипач и композитор, род. в 1753 в Пизе, ум. в 1808, потрясенный ужасом при взятии Мадрида Наполеоном. Б. ученик Нардини, жил уже в Мадриде, когда туда приехал Боккерини; говорят, он… Полная информация

Бруни

БруниБруни, Антонио Бартоломео, скрипач, род. 2 февр. 1759 в Кони (Пьемонт), ум. в 1823 там же; ученик Пуньяни и Спецциани, в 1781 отправился в Париж, где был капельм. при Théâtre Montansier, при комической, и под… Полная информация