Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Б

К оглавлению

Берлиоз

БерлиозБерлиоз (Berlioz), Гектор, род. 11 дек. 1803 в Côte St. André (деп. Изеры), ум. 8 марта 1869 в Париже. Будучи сыном врача и готовясь к той же профессии, он против воли родителей оставил университет и поступил в консерваторию; тогда отец совершенно отказался оказыват ему поддержку, и Б-у ради куска насущного хлеба пришлось поступить хористом в театр Gymnase dramatique. Консерваторию он вскоре оставил — сухой и правильный ход солидного преподавания был ему не по сердцу — и дал полную свободу своей фантазии. Месса с оркестром, исполненная в первый раз в церкви St-Roche, увертюры: "Веверлей", "Тайное судилище" и фантастическая симфония "Эпйзод из жизни артиста" были уже написаны и даже исполнены публично, когда Б. в 1830 получил за кантату "Сарданапал" Римскую премию; чтобы иметь право участвовать в этом конкурсе, он вынужден был снова поступить в консерваторию, где сделался учеником Лесюёра. В Италии были написаны увертюра "Король Лир" и симфонич. поэма "Лелио или возвращение к жизни", служащая как бы продолжением фантастич. симфонии. В то же время Б. выказал себя остроумным писателем в качестве музыкального фельетониста газет "Revue européenne", "Courrier de l’Europe", "Journal des Débats", а с 1834 во вновь основанной "Gazette musicale de Paris". Словом и делом проповедовал он новый род искусства: так назыв. программную музыку, которая и в наше время имеет еще противников и отрицателей, но в основе добилась все-таки признания. В Германии к Б. особенно примкнул Ф. Лист, усвоивший его идеи в самостоятельном и несколько переработанном виде. В 1843 Б. посетил Германию, в 1845 Австрию, в 1847 и 1868 Россию, исполняя в главных городах свои сочинения; нередко встречал он ожесточенные порицания, но везде возбуждал живой интерес. В России Б. встретил самый восторженный прием (в Москве концерт его в манеже привлек до 12,000 слушателей). Сочинения его и идеи оказали особенно сильное влияние на Балакирева (см.) и его кружок. Надежда Б. на получение места преподавателя композиции в консерватории не оправдалась; в 1839 его назначили только консерватором (в 1852 библиотекарем) и он занимал это место до самой смерти.

При жизни Б-у не удалось пробить себе дорогу в Париже; лишь спустя десятилетия начали на родине постигать его значение; последнее было, пожалуй, даже несколько преувеличено и парижские концертные учреждения наперерыв друг перед другом предались культу Берлиоза. Б. усердно содействовал устранению многих предрассудков в области музыки, но величайшая заслуга его состоит в обогащении оркестровой инструментовки; последняя обязана ему не только многими новыми эффектами, но и совершенно новыми основными воззрениями, которые он проводил как на практике — в своих композициях, так и в теории — в своем сочинении "Traité de l’instrumentation" (с приложением "Le chef d’orchestre" [в русском перев. "Дирижер оркестра", 1894, изд. П. Юргенсона] и "Les nouveaux instruments").

Кроме уже перечисленных произведений Б. следует еще особенно отметить: величественный "Реквием" (на погребение генерала Дамремона в доме Инвалидов в 1837), "Гарольд в Италии" (симфония, 1834), "Ромео и Юлия" (симфония с пением соло и хорами, 1839), трех-хорное "Te Deum" с оркестром и органом; оперы: "Бенвенуто Челлини" (1838), "Беатриса и Бенедикт" (1862, в Баден-Бадене), "Взятие Трои" (Карлсруэ, 1890), "Троянцы в Кареагене" (Париж, 1863); драматическую легенду "Осуждение Фауста" (1846); библейскую трилогию "Детство Христа" (1. Сон Ирода. 2. Бегство в Египет. 3. Прибытие в Саис); большую "Траурно-триумфальную симфонию" (на освящение Победной колонны в 1840) для большего духового оркестра (струнный оркестр и хоры ad libitum); "5-е мая", на торжество дня смерти Наполеона (бас, хоры и оркестр); "Римский карнавал" (2-я увертюра к "Бенвенуто Челлини"); "Les nuits d’été" op. 7 (пение с оркестром); "La captive" (драм. сцена, того же сост.) и пр. К этому присоединяются литерат. сочинения: "Voyage musicale en Allemagne et en Italie" (1844, 2 тома), "Soirées d’orchestre" (1853), "Grotesques de la musique" (1862;, "A travers-chants" (1862) и др. После смерти Б, появились в печати "Mémoires" (1870, 2-е изд. 1878, 2 т.), а также "Correspondance inédite" (1878). Срв. W. R. Griepenkerl "Ritter Berlioz in Braunschweig" (1843); Fr. Liszt "B. und seine Haraldsymphonie" (1855, собр. соч. т. IV, 1882); Ad. Jullien "H. B." (1882, выдающееся сочинение); Hippeau "В., l’homme et l’artiste" (1883—85, 3 тома), его же "B. et son temps" (1892); I. G. Prudhomme "Le cycle B." (1898); Ernst "L’oeuvre dramatique de H. B." (1884); Pohl "H. B., Studien und Erinnerungen" (1884). Памятники Б. были поставлены в 1886 в Париже и в 1890 в его родном городе. На русском языке изданы переводы статей Б.: "Симфонии Бетховена" (изд. Бесселя); "Путешествие в Италию и Германию" (изд. Русск. Муз. Газ.). Статьи и письма Б. о России и русской музыке переведены на русский язык и собраны в книге: "Г. Б. о России". Сост. М. Петухов. СПБ. 1881.

Другие люди и понятия:

Бернабеи

БернабеиБернабеи (Bernabeï), 1) Джузеппе Эрколе, род. ок. 1620 в Капрароле (Церков. обл.), ум. в конце 1687 в Мюнхене; ученик Беневоли, 1672 его преемник при Ватикане, с 1674 придворный капельмейстер в Мюнхене…. Полная информация

Бернакки

БернаккиБернакки (Bernacchi), Антонио, род. в 1690 в Болонье, ум. в марте 1756; знаменитый кастрат, ученик Пистокки. В 1716—17 пел в Лондоне, затем в Мюнхене и Вене, а в 1729 был вновь приглашен Генделем в Лондон (вместо… Полная информация

Бернар

БернарБернар (Bernard), 1) Эмери, род. в Орлеане, издал школу пения (1541, 1561, 1570). 2) Поль, род. 4 окт. 1827 в Пуатье, ум. 24 февр. 1879 учителем музыки в Париже; ученик парижской консерв. Б. написал много фп-ных… Полная информация