Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

В - Г

К оглавлению

Гельмгольц

ГельмгольцГельмгольц (Helmholtz), Герман Людвиг Фердинанд, один из величайших естествоиспытателей, род. 31 авг. 1821 в Потсдаме, ум. 8 сент. 1894 в Шарлотенбурге (Берлин); изучал в Берлине медицину, в 1842 сделался ассистентом при больнице "Charité", в 1843 военным врачом в Потсдаме, в 1848 преподавателем анатомии для художников и ассистентом анатомич. музея; затем был профессором физиологии в Кёнигсберге (с 1849), Бошие (1855), Гейдельберге (1858); в 1871 сделался профессором физики в Берлине. Этот замечательный ученый, которому естествоведение обязано столькими талантливыми и основательными работами ("О сохранении силы", работы по физиологической оптике и др.), открыл в области акустики и физиологии слуха своими точными и всесторонними изысканиями новые пути и впервые предпринял полное научное обоснование музыкальных законов. Благодаря сочинению Г. "Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik" (1863, 4-е изд. 1877; в русск. перев. Петухова "Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки" СПБ. 1874; франц. перевод 1868), диалектический способ изложения теории музыки, вошедший в обычай со времен Гауптмана (1853), в новейшее время все чаще заменяется чисто научным.

Уже в основание системы Рамо (1722) легло наблюдение, что каждый звук музыкальных инструментов или человеч. голосов представляет собой совокупность целого ряда простых тонов (см. Созвук), в связи с чем находит себе объяснение и консонанс мажорного аккорда. Г. придал большую глубину и точность этой мысли тем, что при сравнении различных тонов степень их близости (сродства) поставил в зависимость единственно от отношения их к этому ряду, откуда вытекает, что понимание последования нескольких тонов в смысле одного аккорда есть ничто иное, как частичное отождествление их созвуков. Большую часть сочинения Г. занимают исследования о различных звуковых окрасках (тембрах) музык. инструментов и о нарушениях созвучия (комбинационные тоны и пульсации); большой интерес представляет обзор музыкальной системы древних греков, арабов и пр., разбор дошедших до нас вычислений интервалов для различных гамм, а также опыт научного обоснования законов музык. голосоведения. Хотя сочинение это сослужило большую службу и составляет даже эпоху в этой области, все же его нельзя считать непреложным кодексом науки о музыке. А. Ф. Эттинген ("Harmoniesystem in dualer Entwicklung", 1866) и Г. Лотце ("Geschichte der Aesthetik in Deutschland", 1868) зорко подметили недостатки системы Г., которая как минорному консонансу (см.) так и диссонансу (см.) дает лишь отрицательное объяснение.

Преемник Г—a по кафедре, К. Штумпф (см.), также явился противником его теории. Срв. E. Mach "Einleitung in die Helmholtzsche Theorie der Musik", (1866, популярно излож. для музыкантов; есть и в русск. переводе: "Введение в теорию музыки Г-а" Э. Мах) и Ludwig Riemann, "Populäre Darstellung der Akustik in Beziehung zur Musik" (1896), S. Epstein "H. als Mensch und Gelehrter" (1897); на русском языке: проф. Б. Срезневский. "Открытия Гельмгольца в области теории музыки" (Юрьев, 1895). Новейшая книга, посвященная ему, издана 1903: Leo Königsberger "H. v. H." (3 тома).

Другие люди и понятия:

Гельмесбергер

ГельмесбергерГельмесбергер (Hellmesberger), 1) Георг (отец), отличный скричач, род. 24 апр. 1800 в Вене, ум. 16 авг. 1873 в Нейвальдегге близ Вены; мальчиком поступил в певчие придв. капеллы; в 1820 перешел в консерв…. Полная информация

Гёмбер

ГёмберГёмбер (Humbert), Жорж, род. 10 авг. 1870 в Сен-Круа (Швейцария), музык. образование получил в лейпцигской и брюссельской консерв. и в берлин. корол. высшей музык. школе (Баргиель). По возвращении на родину,… Полная информация

Гёмфри

ГёмфриГёмфри (Humfrey, Humphry, Humphrys), Пелэм, род. 1647 в Лондоне, ум. 14 июля 1674 в Виндзоре. В 1664 был отправлен на королев. средства во Францию и Италию; учился главн. образом у Люлли в Париже; через 3 года, вернувшись… Полная информация