Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Драматическая музыка

Драматическая музыкаДраматическая музыка, — музыка, соединенная со словом и живым сценическим действием; такую музыку не следует рассматривать односторонне, исключительно с точки зрения чисто-музыкальной формы. Эстетический закон единства идеи требует от построений, относящихся к области абсолютной музыки (см.) сохранения известной правильности при расчленении сочинения на части, повторения тем, согласования или внутренней связи строев и пр. (срв. Формы музыкальные). В д. м-ке этого стеснения не существует, и относительно Вагнера, которого принято считать представителем бесформенности в музыке, можно еще спорить, не зашел ли он слишком далеко в своих музык. драмах именно в том отношении, что старался сохранить в д. м-е тематическое единство. Старинной опере (см.) это стремление чуждо; она грешит в противоположном отношении, именно — против закона единства целого, разлагая произведение искусства на длинный ряд нанизанных друг за другом, обособленно-законченных нумеров (сцен), которые представляют сами по себе слишком цельные маленькие худож. произведения, чтобы быть в состоянии слиться в одно высшее целое; очень часто они становятся балластом, задерживающим ход драматического развития. Поэтому реакция, произведенная Глюком в 18-м веке и Вагнером в 19-м, против подавления общей драматической художественной идеи музыкой, как бы последняя ни была прекрасна и упоительна сама по себе — оказалась во всяком случае необходимой и отвечающей внутренним требованиям оперного стиля. Вопрос только в том, не являются ли и вагнеровские "лейтмотивы" новым видом излишнего формализма? Ответ на этот вопрос может дать лишь дальнейшее развитие искусства. Если натуры менее гениальные и обладающия меньшей творческой силой чем Вагнер будут в состоянии успешно развивать созданные им формы, то суд истории выскажется в их пользу; в противном случае придется прийти к заключению, что только богатая фантазия и техническое мастерство Вагнера были в состоянии справиться с опасностями возведенного им в систему оцепенелого схематизма.

Задача д. м-и прежде всего — возвысить естественную интонацию слов до пения. Это не значит однако, что речитатив составляет существенную основу драмат. пения, напротив, он является лишь низшей ступенью последнего; лишить д. м-у ее крайнего подъема до настоящей мелодии было бы бессмысленно. Столь же слабы возражения, приводимые против вокального ансамбля в музыкальной драме. Задача сопровождающей инструментальной музыки в музык. драме — созидать и поддерживать настроение, связывать пение действующих лиц, сильнее подчеркивать смысл их слов; она именно и образует ту жизненную атмосферу, которая необходима, когда действующие лица поют, ибо сохраняет иллюзию и держит слушателя в области приподнятого поэтического настроения. Раз сопровождение претворяет каждое явление, каждое движение в музыку, то вполне естественным кажется и то, что на сцене поют, а не говорят. Вот почему декламация с музыкальной иллюстрацией (мелодекламация) осуждена играть несчастную роль гермафродита; декламация, рядом с музыкой, является слишком будничным, сухим элементом; она ослабляет действие музыки, вместо того чтобы музыка усиливала ее действие. Оттого в разговорной драме музыка у места только в немых сценах. На том же основании и балет стоит гораздо выше мелодрамы и представляет собой более чистый вид искусства. Балетная пантомима в сущности такое же усиление мимики, как пение разговорной речи. Относительно программной музыки, рассматриваемой с точки зрения драматич. музыки, срв. Программная музыка и Абсолютная музыка.

Другие люди и понятия:

Драуд

ДраудДрауд (Драудиус), Георг, знаменитый библиограф, род. 9 янв. 1573 в Давернгейме (Гессен), был священником последовательно в Гроскаберне, Ортенбурге и Давернгейме, ум. ок. 1636 в Буцбахе, куда бежал от… Полная информация

Дребезжащие тоны

Дребезжащие тоныДребезжащие тоны (нем. Klirrtöne, Scharrtöne), название того своеобразного акустического феномена, когда становится слышен ряд более низких тонов (унтертонов), построенный противоположно ряду… Полная информация

Древес

ДревесДревес (Dreves), Гвидо Мария, (псевд. Ульрих ф. д. Уленгорст) "S. J." (член иезуитского ордена), род. 27 окт. 1854 в Гамбурге, живет то в Вене, то в Экзатене (Голландия), выдающийся специалист по изучению… Полная информация