Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Д - К

К оглавлению

Инструменты

ИнструментыИнструменты (срв. отдельные статьи о каждом из отмеченных здесь названий).

Музык. инструменты делятся на: струнные, духовые и ударные.

I. Струнные инструменты подразделяются на смычковые и арфообразные (термин этот придуман автором словаря за неимением какого-либо другого общепринятого; выражение "инструменты, в которых звук производится посредством щипка, ущемления и т.п." вряд ли более удачно, притом оно не охватывает и-ов из семейства фп.). Смычковые и. подразделяются на и. с ладами (устаревшие: виола, лира) и на и. без ладов (ребек, виелла, жига, скрипка, альт, виолончель, контрабас, трумшейт); особую категорию составляют смычковые и. с клавиатурой: Drehleier (малороссийская лира), Schlüsselfidel и смычковое фп.

II. Духовые инструменты подразделяются на деревянные и медные; все они, по способу извлечения звука, могут быть отнесены к лабиальным (губным) или к язычковым трубам; соединением многих духовых инструментов являются орган и родственные ему и-ы (гармониум, шарманка, регаль, оркестрион и пр.).

III. Ударные инструменты либо настроены и, следовательно, обладают сравнительно более высоким художественным достоинством (литавры, колокола [Glockenspiel, Stahlspiel], ксилофон), либо производят шум, неопределенный в смысле высоты тона (барабаны, тарелки, триангль, тамтам, кастаньеты, бубен пр.). Трудно подвести под какой-либо из этих разрядов так назыв. адиафон (Gabelklavier). Эолову арфу вряд ли можно причислить к музык. инструментам, чего нельзя сказать о построенном по ее подобию анемохорде. Из бесчисленных эфемерных изобретений в этой области можно упомянуть еще: клавицилиндр, эвфониум и пирофон. И-ы для акустических исследований: монохорд, камертон и сирена. Срв. также Механические музык. инструменты. Относительно старинных музык. инструментов срв. Риман, "Катехизис истории музыки" (Москва, 1896), стр. 12—67, а также Wasielewski, "Gesch. d. Instrumentalmusik im 16. Jahrhundert" (1878); каталоги Карла Энгеля (1873—74) и Гипкинса (1888); О. Флейшера (1892); Rühlmann, "Geschichte der Bogeninstrumente" (1882) и пр. Наиболее значительной коллекцией музыкальных и-в является в настоящее время берлинское корол. собрание инструментов (директор О. Флейшер); в 1902 собрание это обогатилось посредством покупки оставшейся в Генте после смерти адвоката Снука (Snoek) частной коллекции последнего, лучшей из всех частных коллекций подобного рода (Срв. Вит). См. также Петухов М. "Народн. музык. инст-ы музея Спб. консерватории" (СПБ., 1884), Эйхгорн, А. "Полная коллекция муз. инструментов народов центральной Азии" (СПБ. 1885), Фаминцын, А. "Гусли" (СПБ. 1890) и "Домра" (СПБ., 1891), Петухов, М. "Опыт систематич. каталога инструментального музея Спб. консерватории" (СПБ. 1893), "Краткий словарь народн. русск. музык. и-в" (в музык. календаре-альманахе на 1896).

Другие люди и понятия:

Интервал

ИнтервалИнтервалом называется соотношение двух тонов по их высоте, — т.е. числу колебаний или длине звуковых волн (длине струн). Различают и-ы консонирующие и диссонирующие. I) Консонирующими и-и… Полная информация

Интермедия

ИнтермедияИнтермедиями (Intermezzi) назывались, появившиеся в конце 16-го века в Италии, музыкальные исполнения, служившие для развлечения во время антрактов между актами трагедий, а позднее и опер (первый… Полная информация

Интермеццо

ИнтермеццоИнтермеццо (итал.), промежуточная пьеса, промежуточное представление (см. Интермедии); кажется Шуман впервые употребил это слово в кач. названия для целой связной серии фп-ных пьес (op. 4) — без… Полная информация