Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - К

К оглавлению

Колебания

КолебанияКолебаниями называются вообще всякие движения, повторяющиеся правильно и периодически, подобно тому, как мы это видим на часовом маятнике; в особенности же — быстрые периодические движения эластических тел, производящие соответственные быстрые изменения в плотности окружающего воздуха и воспринимаемые слухом в виде тонов. Так, к. струн производят прежде всего молекулярную вибрацию в резонансной доске (см.), над которой они натянуты, доска же по всей своей поверхности передает каждое свое сотрясение воздуху (относительно других способов производства звука, см. Духовые инструменты). Каждый максимум уклонения от состояния равновесия в положительном направлении (т.е. в направлении действия производящей звук силы) является причиной нового подобного сотрясения, которое, образуя в воздухе волну сгущения, быстро передается дальнейшим воздушным слоям (см. Акустика). Возвращение колеблющегося тела в состояние равновесия и уклонение в отрицательную сторону также производят соответствующие изменения в плотности воздуха (восстановление равновесия и волну разрежения). От величины уклонений (амплитуды) зависит сила тона, а от быстроты, с которой они следуют друг за другом, — его высота. Высота тона может быть определена как по числу к-ий в данную единицу времени (секунду), так и по длине звуковых волн; но, ввиду того, что быстрота передачи звука несколько меняется в зависимости от температуры, — первый способ определения оказывается более точным и исключительно применяется в науке.

Относительно способов исчисления колебаний, см. Сирена, Совёр. Числа колебаний двух тонов всегда обратно пропорциональны длинам их звуковых волн, т.е. тон а, звуковые волны которого вдвое длинней, чем. у тона b, делает на половину меньше колебаний, чем b. Чем проще отношение между числами колебаний или длинами звуковых волн у двух тонов, тем оно понятнее, т.е. тем совершеннее степень консонирования этих двух тонов; одной математической теории интервалов отнюдь, однако, недостаточно для обоснования теории музыки (срв. Эйлер). Об отношениях колебаний тонов, срв. Интервал.

Другие люди и понятия:

Колки

КолкиКолки (нем. Wirbel) — деревянные шипы, ввернутые в головку струн. инструментов; к ним прикреплены одним концом струны, которые натягиваются и настраиваются посредством вращения к-в. К. должны… Полная информация

Коллективные регистры

Коллективные регистрыКоллективными регистрами (нем. Kollektivzüge) в новейших органах называются такие регистры (приводимые в действие руками или ногами), которые заставляют функционировать целые группы голосов… Полная информация

Коллер

КоллерКоллер, Освальд фон, филолог и музыкальный ученый в Вене, несколько солидных работ коего помещены в "Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft" ("Der Liederkodex von Montpellier" 1890, "Versuch einer Rekonstruktion der Notenbeispiele zum 11…. Полная информация