Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - А

К оглавлению

Альтенберг

АльтенбергАЛЬТЕНБЕРГ Петер [Peter Altenberg, 1859–1919] (псевдоним Рихарда Энглендера) — австрийский писатель, типичный представитель венской лит-ой богемы; известен в Австрии и Германии столько же своими произведениями, сколько и образом жизни, характерным для людей его круга. Творчество А. — яркий образчик лит-ого импрессионизма (см.) в его австрийском преломлении. Оно относится к позднему периоду молодой Вены и отмечено вырождением импрессионизма. Все произведения А. представляют собой единое целое, ряд сборников, набросков, объединенных единством тем, настроений и композиции. Таковы его сборники: "Как я это вижу" (Wie ich es sehe, 1896), "Что мне приносит день" (Was der Tag mir zuträgt, 1900), "Prodromos" [1905], "Сказки жизни" (Die Märchen des Lebens, 1907, русск. перев., 1908), "Избранное" (Die Auswahl, 1908), "Земмеринг" (Semmering, 1912), "Feschung" [1914] и "Nachfeschung" [1916] и посмертный "Сумерки жизни" (перев. на русск. яз.). Основной принцип творчества А. — его крайний, до логического конца доведенный субъективизм. А. — вполне асоциален. У него типичное мироощущение оторванности от окружающего мира, осознание своей обособленности. Оно приводит А. к утверждению независимости своих взглядов, к отрицанию общественно-принятого, каких бы то ни было этических норм. Однако это отрицание, не имея подлинных положительных корней, идет по линии наименьшего сопротивления — выявления в парадоксах. Отрицание общества сводится к его эпатированию. Но даже и в этих пределах А. не претендует на роль учителя. Ему не свойственна активная, волевая направленность. Скептицизм А., окрашивающий все его творчество, носит печать пассивности и усталости. По существу А. — меланхолик, его недовольство неизменно приводит к подчинению судьбе. Мироощущение А. не только не волевое, но и не интеллектуальное — оно по преимуществу эмоционально. Отношение А. к миру выявляется не столько в мыслях, сколько в настроениях. Творчество А., как и весь поздний импрессионизм, носит на себе печать декадентского вырождения мелкобуржуазных слоев Австрии и Германии на рубеже XIX и XX вв. У А. эти моменты носят более подчеркнутый характер. Привносится анархичность, беспринципность, страсть к "эпатированию" буржуа, к парадоксальной философии. Отворачиваясь от действительности, капризно пренебрегая ею, этот импрессионист и упадочник в сущности так же примиряется с нею, как высмеиваемые им обыватели. А. культивирует сознательный самообман, характерный для мелкой буржуазии, вытесняемой из жизни и бессильной изменить ее по-своему. Все эти черты типичны для богемы того поколения, к к-рому принадлежал А., как специфической социальной группы, с неустойчивостью и поверхностностью мироощущения. Поверхностная эмоциональность А. — причина крайней узости его тематики. Это — или легкие наблюдения окружающей среды, или — чаще всего — внутренние "наблюдения" — лирические настроения — размышления.
Описания у А. часто не самоцель, а символы внутренних состояний. Его размышления группируются гл. обр. вокруг двух тем — взаимоотношений художника и общества и мира женской психики. Внешняя тонкость его парадоксов не спасает его однако от поверхностности. Бессилие мысли А. и беспринципность делают его неспособным к творческому осознанию мира в закономерной системе образов. Разорванные отдельные восприятия и настроения являются у А. отдельными художественными единицами. Художественный принцип А. выражается композиционно в замене развертывания образа, явления — намеком на него (часть вместо целого). Желая дать "экстракты жизни", "человека в одной фразе, душевное переживание на одной странице, пейзаж в одном слове", А. стремится в афористическо-замкнутой форме миниатюры дать наблюдение как символ целого явления. Но благодаря отсутствию подлинной мысли этот символизм остается на поверхности. Чередование мелких наблюдений с лирическими размышлениями заставляет его разорванную прозу колебаться между формами миниатюрной новеллы-анекдота и (чаще всего) лирически окрашенным афоризмом или стихотворением в прозе. Социально чуждый нам, А. не представляет большого интереса сейчас и в плоскости чисто эстетической. Творчество А. сохраняет значение гл. обр. историко-литературное как типичное выявление импрессионистского стиля.

 Библиография:  Люблинский С., Итоги современного искусства, М., 1905; Мович Л., П. А., "Совр. мир", VIII, 1908; Soergel A., Dichtung u. Dichter der Zeit, Lpz., 1911; Martens K., Literatur im Deutschland, Lpz., 1916; Kummer F., Deutsche Literaturgeschichte des XIX u. XX Jahrh., 2 Bde., Dresden, 1922.
Е. Гальперина

Другие люди и понятия:

Альфьери

АльфьериАЛЬФЬЕРИ Витторио, граф ди Кортемилья [Vittorio Alfieri, conte di Cortemiglia, 1749–1803] — величайший итальянский трагический писатель. Р. в г. Асти, в Пьемонте. Воспитывался в Туринской академии. Много… Полная информация

Альцеста, или Алкеста

Альцеста, или АлкестаАЛЬЦЕСТА, или АЛКЕСТА — в греческой мифологии — дочь царя иолкосского, Пелия. Последний возвестил, что выдаст свою дочь замуж за того, кто запряжет в колесницу львов. Этот подвиг совершил Адмет,… Полная информация

Амадор де лос Риос

Амадор де лос РиосАМАДОР де лос РИОС Xoce [Josè Amador de los Rios, 1818–1878] — основоположник истории испанской лит-ры, первый подошедший к ней с культурно-историческим методом. Главнейшие труды: "Historia critica de la Literatura… Полная информация