Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - А

К оглавлению

Автограф

АвтографАВТОГРАФ — подлинная авторская рукопись, а также собственноручная подпись, надпись какого-нибудь лица. Собирание А., имевшее место уже в древности, вошло в моду во Франции в конце XVI века, когда собирались преимущественно А. исторических документов с научной целью. С середины XVIII в. начинает преобладать чисто коллекционерский интерес. А. становятся предметом торговли и даже фальсификации. Появляются аукционы А. (с 1801 в Париже), выставки А. (с 1842), каталоги А. (с 1822 в Париже). Для удостоверения в подлинности А. стали издаваться сборники факсимиле (Delarue, Isographie des hommes célèbres, 1843; The autographic mirror, 1864–1866; Weigel, Autographie — Prachtalbum, 1858; Deutsche Dichter u. Denker der Gegenwart, 1885, и др.). Имеются периодические издания для коллекционеров автографов (в Париже — "L’amateur des autographes"; в Дрездене — "Mitteilungen für Autographensammler"; в Лондоне — "The Archivist"; в Нью-Йорке — "The Collector"). Наиболее значительными собраниями А. обладают: Национальная библиотека в Париже и Британский музей в Лондоне: в СССР — Росс. публичная библиотека, Академия наук (Ленинград), Публичная библиотека СССР им. Ленина, Толстовский музей, Исторический музей (Москва) и др. Спрос на А. породил особый лит-ый жанр "надписей в альбом", посвящений, мадригалов и т. п., в России весьма распространенный в первую половину XIX в. Подлинно научное значение изучение А. получает к концу XIX в. как важнейшее средство определения авторства и установления канонического текста, испорченного часто искажениями типографий, редакций, цензуры. Изучение А. (подлинных рукописей, черновиков, корректур) становится нередко важным моментом методики научного познания художественного произведения в его "творческой истории" (см.).

 Библиография:  История собирания А.: Larousse, Grand Dictionnaire universel. Значение А. для изучения творческой истории: Л., Творческая история "Горе от ума", 1920 ("Творческая история", сб., ред. Н. К. Пиксанова, М., 1927). О приемах работы над А. и их изданием: Гофман М., Пушкин, П., 1922; Томашевский, Писатель и книга, Л., 1928; Witkowski, Textkritik u. Editionstechnik neuerer Schriftwerke, 1924.

Другие люди и понятия:

Автокритика

АвтокритикаАВТОКРИТИКА — самокритика, соображения писателя о своем произведении или о себе самом как авторе. А. встречается в письмах, автобиографиях, предисловиях и послесловиях, наконец даже в виде… Полная информация

Авторское право

Авторское правоАВТОРСКОЕ ПРАВО, или исключительное право автора на воспроизведение и распространение его труда — возникло прежде всего в отношении произведений лит-ры в связи с усовершенствованием… Полная информация

Авцелиус

АвцелиусАВЦЕЛИУС Арвид-Август [Afzelius, 1785–1871] — шведский романтик (так наз. готской школы). Составил сборник старинных шведских народных песен "Svenska folkvisor från forntiden" [1814–1817]. А. издал также сказания… Полная информация