Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - А

К оглавлению

Агада

АгадаАГАДА [Agada или Hagada] — большая область талмудической лит-ры, содержащая афоризмы и поучения религиозно-этического характера, исторические предания и легенды, долженствующие облегчить применение "кодекса законов", так наз. "галахи", — смягчать суровое действие религиозного закона. Возникновение А. относится ко II в. до христ. эры (кн. Юбилеев). При своем возникновении А. была устной, но затем устный А. материал собирался и записывался. А. представлена в виде целого ряда различных "мидрашей" (от darasch — изучать), снабжавших библейский текст обширными комментариями и толкованиями. А. противопоставляется "галахе", но по существу связь между ними органическая: одна дополняет и обосновывает другую. "Галаха" стремилась дисциплинировать народную жизнь путем теоретически разработанного ритуала, А. же только пропагандировала, истолковывала писание и зачастую в весьма привлекательной поэтической форме. Обычными жанрами агадистов были: притчи, параболы, басни, аллегорические и гиперболические рассказы. С большой любовью и часто с большим мастерством агадисты применяли символические формы повествования, культивировали монолог и диалог. В своей критике событий они проявляли нередко большую смелость суждения, не щадили ни пророков, ни патриархов, ни даже самого законодателя Моисея и не стеснялись вводить в свои диалоги в качестве равноправного собеседника и самого бога. Несмотря на обилие противоречий в изречениях и афоризмах разных агадистов, творчество их отражало в общем недовольство народных масс установленными религией законами, религиозное вольнодумство, стремление к обновлению религии как в этическом, так и в эстетическом отношениях; нередко это вольнодумство граничило с атеизмом, и тут-то неумолимая "галаха" пресекала процесс освобождения от религиозных норм. В течение многих веков А. была для народных масс весьма популярной и единственной формой духовного общения: трибуной, эстрадой, мистерией, сатирой, хвалебным гимном и колыбельным напевом. А. давала характеристики общественной среды и отдельных ее представителей, символы аскетизма, вероотступничества и богоборчества, художественно реалистические картины быта, проникнутые освежающим юмором. Ее художественная повествовательность моментами принимала характер трагического эпоса, особенно на фоне богоборчества. Эти моменты ярко запечатлелись в прекрасной легенде о смерти Моисея, к-рый на закате своей жизни борется за бессмертие, не приемлет смерти; он спорит и борется с богом в самую последнюю минуту жизни. Такова художественная правда А., придерживающейся пессимистического взгляда на человека, хотя по своим философским тенденциям она считает веру в бессмертие и радужное будущее руководящим принципом в жизни человека.
Вся еврейская лит-ра пронизана элементами А. Мы встречаем их в абстрагированной форме у Бялика (см.) в его поэме "Свиток о пламени". Своеобразно преломлялась А. в еврейском фольклоре и в литературе на еврейском языке (идиш). Они являют определенную тенденцию низводить библейско-агадические образы с "синайских высот" на реальную почву, в самую гущу повседневного быта. В фольклоре это снижение библейско-агадических образов мы встречаем в так наз. "пурим-шпил" — юмористических и сатирических пьесках, которые примитивно разыгрывали в праздник "пурим". В уста библейских персонажей часто вкладывались едкие характеристики местечковых общественных заправил, "ново-испеченных буржуа", эксплоататоров нищеты… В "пурим-шпил" агадическое начало потеряло свой религиозный характер; более того, в некоторых вариантах этих произведений еврейского фольклора мотивы А. использованы в антирелигиозном смысле.
В еврейской художественной лит-ре библейско-агадические образы значительно интимизированы. У Менделе Мойхер-Сфорим (Ш. Абрамовича) (см.) сказывается влияние Агады как притчи и параболы, особенно в его "Кляче". У Шолом-Алейхема (см.) юмор в значительной степени питается игривыми талмудическими изречениями, библейскими афоризмами житейской мудрости, к-рыми его экспансивные персонажи как бы музыкально сопровождают каждый свой жест; особенно заметна эта "агадическая" черта в его "Тевье молочник" (Тевье дер милхикер). Шолом Аш (см.) создал в своем произведении "Шлойме ногид" тип благодетельного местечкового богатея по образу и подобию одного из предков-патриархов и вообще часто придает своим бытовым персонажам характерные свойства библейских фигур. Наиболее полно воплотил агадическое начало И. Л. Перец (см.) в своих "Folkstimliche Geschichten" (Из уст народа): — он как бы осуществил самую потаенную идею А. — преодоление национальной косности и исключительности, столь поощряемых "галахой", и стремление к универсализму.

 Библиография:  Легенды и изречения А. собраны и изданы Х. Н. Бяликом и И. Х. Равницким на древнееврейском и еврейском яз. Есть русский перев. С. Г. Фруга (Берлин, изд. С. Д. Зельцмана). Наиболее полные указатели А. литры: Перла, Ozar leschon chachamim, Варшава, 1900; Himan, Bet Waad Lachachamim, 1902; основн. труды: Фин и Каценеленбоген, Мировоззрение талмудистов, тт. I-III, СПБ., 1874–1876; Bacher A., Der Tanaiten, I-II Bde., Strassburg, 1884–1892; Его же, A. d. babylon. Amoräer, 1878 и A. d. palästin. Amoräer, 3 тт., 1892–1899; Weiss, Dor wedorschow, тт. I-III.
Ш. Гордон

Другие люди и понятия:

Агамалы-Оглы

Агамалы-ОглыАГАМАЛЫ-ОГЛЫ Самед-Ага [1867–] — председатель ЦИКа АССР и один из председателей ЦИКа ЗСФСР, известен своею деятельностью на поприще распространения нового тюркского (латинского) алфавита…. Полная информация

Агапов

АгаповАГАПОВ Борис Николаевич [1899–] — поэт. Лит-ую деятельность начал в Тифлисе, откуда в 1922 переехал в Москву. А. участвовал совместно с К. Зелинским, В. Инбер и Сельвинским в организации "Лит-ого… Полная информация

Агаронян

АгаронянАГАРОНЯН Аветис [1866–] — современный армянский беллетрист. Р. в г. Игдир, начал писать в 90-х гг. прошлого столетия, гл. обр. мелкие рассказы из жизни армян беженцев, прибывших в Закавказье после… Полная информация