Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - А

К оглавлению

Агитационная литература

Агитационная литератураАГИТАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА — совокупность художественных и не-художественных произведений, к-рые, воздействуя на чувство, воображение и волю людей, побуждают их к определенным поступкам, действию. Термин А. Л. имеет в виду гл. обр. лит-ру, являющуюся орудием агитации той или другой общественной группировки, класса, — лит-ру, призывающую к непосредственным общественным действиям. А. Л. нехудожественная — пе-чать периодическая и непериодическая: газеты, журналы, листовки, воззвания, лозунги, брошюры, памфлеты (см.). А. Л. ставят обычно рядом с пропагандистской. Разница между ними лишь количественная. "Пропагандист, — говорит Плеханов, — дает много идей одному или нескольким лицам, а агитатор дает только одну или только несколько идей, зато он дает их целой массе лиц, иногда чуть не целому населению данной местности". А. Л. явственно отображает все черты, свойственные ее творцу — классу.
История А. Л. — это история общественного развития, история борьбы классов. Расцвет ее гл. обр. падает на эпохи социальных катастроф, революционных взрывов. В революцию 1789, к-рая переместила центр тяжести общественной жизни из Версаля в Париж, из двора в салоны, на улицы, в кофейни и народные собрания, — газеты, памфлеты и речи составляли лит-ру эпохи — как указывает Лафарг (Lafargue P., "Die Legende von Victor Hugo", сб. "Искусство и лит-ра в марксистском освещении", ч. 2). Но А. Л. находит также благодатную почву и на подступах к этим эпохам. Первый в России — "Герцен (см.) развернул революционную агитацию (он издавал за границей бесцензурную политическую газету „Колокол“ — Э. Л.). Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры — разночинцы, начиная с Чернышевского (см.) и кончая героями „Народной воли“" (Ленин В. И., Памяти Герцена, Собр. сочин., т. XII, ч. 1, М., 1925). Крупным агитатором 70-х гг. был анархист Бакунин, к-рый в одной из своих прокламаций призывал "итти в народ" (не учить его, а бунтовать). В 1897 выходит журнал "Новое слово", к-рый впервые ведет марксистскую агитацию. Среди агитационных марксистских произведений 900-х гг. особо выделяется издававшийся за границей журн. "Искра" во главе с Лениным и Плехановым. Она вела борьбу против царизма, либералов, народников и против оппортунистов внутри самой соц.-дем. Канун революции 1905 знаменуется выходом ряда брошюр и листовок, призывающих рабочий класс к всеобщей политической забастовке. В 1905 издается первая легальная большевистская газета "Новая жизнь" при участии В. И. Ленина. В годы реакции, после 1905, революционная А. Л. развивается гораздо слабее, зато усиливается печатная погромная продукция черносотенцев. Огромную роль в этом деле играет церковь. Она распространяет листовки, в к-рых призывает избивать "волков в образе человеческом —

По пояс утопая в крови,
Антанты злобная орда
Глядит, насупив мрачно брови,
На землю вольного труда.
Таит Антанта мысли злые,
Мечтая злобно по часам
Отдать Советскую Россию
На растерзанье хищным псам.
В угоду разжиревшей клике,
Свободы растоптавшей флаг,
Рычат Юденич и Деникин,
Рычит голодный пес Колчак.
И запах золота почуя,
По ветру навострив носы,
В защиту мировых буржуев
Остервенело лезут псы.
Но мощная рука рабочих,
Подняв высоко красный стяг,
Как сор отбрасывает прочь их,
Скрепляя боем каждый шаг.
Трещат по швам Антанты планы,
Борьба, что день, то горячей,
Пустеют без толку карманы
Господ союзных богачей.
На псов надежды очень мало,
Победы путь не так уж прост.
Колчак расшибся близ Урала,
Бедняге отдавили хвост.
Подшибли глаз, помяли лапы,
Скулит облезлый пес Колчак.
Глядят союзные сатрапы
На красный заповедный флаг.
И с грудой рент и облигаций,
Решая все дела втроем,
Сидит уныло "Лига наций"
В собачьем обществе своем.".
Рост революционного движения после ленского расстрела рабочих (4 апреля 1911) вызывает рост революционной А. Л. (легальной и подпольной). Среди легальной А. Л. выделяется большевистская "Правда", за к-рой в 1912–1913 уже стояли сотни тысяч рабочих (Ингулов С. И., Партия и печать, М., 1928). В разгар войны 1914–1918 русская буржуазия, не отставая от мировой, выпускает в обилии военно-патриотическую литературу, ей помогают русские социал-шовинисты. Она мало чем отличается от агитационной литературы мировой буржуазии, — так же лжива и лицемерна (о буржуазной А. Л. в войну 1914–1918 см. Блументаль Ф., "Буржуазная политработа в мировую войну", М., 1928). Из революционной А. Л. в период войны 1914–1918 в России, как и во всем мировом революционном движении, выделяется "Манифест — воззвание к рабочим всего мира Циммервальдской конференции", происходившей 5 сент. 1915 при участии В. И. Ленина. Он начинается словами: "Капиталисты всех стран, к-рые из пролитой народной крови чеканят червонное золото барыша, утверждают, что война служит защите отечества, демократии, освобождению угнетенных народов. Они лгут. На самом деле они погребают на полях опустошений свободу собственного народа вместе с независимостью других наций". По мере приближения Февральской революции, а затем Октябрьской — усиливается распространение А. Л. на фронте. После Октябрьского переворота почти вся не-художественная лит-ра, начиная от декретов народных комиссаров и кончая книгой В. И. Ленина "Государство и революция", может быть причислена к А. Л., она вся — призыв к революционному массовому действию. Широкому размаху А. Л. способствовало то, что для ее распространения были использованы агитпункты и агитпоезда и пароходы, к-рые развозили ее по всем медвежьим углам страны и по окопам красного фронта. Содержание А. Л. определялось задачами, стоявшими перед коммунистической партией и советской властью. Лаконически их выражала наиболее динамическая форма А. Л. — лозунги текущих кампаний.
На Западе каждый натиск революционной бури приносил свою А. Л. Среди мировой А. Л. рабочего класса на первом месте — "Коммунистический манифест", к-рый заканчивается боевым кличем: "Пусть господствующие классы дрожат перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего терять в ней, кроме цепей. Приобрести же они могут целый мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Говоря о не-художественной А. Л., необходимо упомянуть и о лит-ре, к-рая не была агитационной в собственном смысле этого слова, но сыграла агитационную роль. В России можно указать на знаменитое письмо Белинского (см.) к Гоголю (см.), резко критикующее великого художника за его реакционную проповедь (в "Переписке с друзьями") морали, личного совершенствования и за оправдание строя николаевской России. Называя Гоголя "проповедником кнута, апостолом невежества", Белинский говорит, что не проповеди нужны России, а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства [за чтением этого письма были арестованы петрашевцы, и 23 из них, в том числе и Достоевский (см.), были приговорены к смертной казни]. Белинский под видом эстетической критики сплошь и рядом касался общественных вопросов, и суд его над лит-ым произведением бывал часто приговором над действительностью. Эти приговоры косвенно агитировали, звали к борьбе. В Германии Берне (см.) и Гейне (см.) под видом театральных рецензий проводили свои политические взгляды. "Во Франции для просветителей XVIII в. лит-ра, — как указывает В. М. Фриче (см.), — имела не самодовлеющее значение, а была не более как орудием пропаганды, средством борьбы против феодального порядка и средством распространения нового буржуазного мировоззрения. Поэзия, роман, драма, лирика превратились под их пером в публицистику" (Фриче В. М., "Очерк развития зап.-европейской лит-ры", М. — Л.).
Не-художественная А. Л., являясь одним из видов прозы (см.), заимствует однако у поэтической литературы средства воздействия на психику читателя. Мы имеем в виду элементы поэтической стилистики — тропы, фигуры, эпитеты (см.). Ими всегда пересыпана А. Л. Автор агитационного произведения в тех случаях, когда старается "заразить" читателя своими эмоциями, становится поэтом. "Агитация во имя величайших идеалов стремится невольно сделаться возможно более художественной и образной, возможно ярче воплотиться в потрясающие душу формы" — говорит А. В. Луначарский (см.). Великие публицисты-агитаторы, как Белинский, Герцен, Чернышевский, Михайловский (см.), Ленин — были в то же время крупными художниками слова. Вот как оценивает художественный дар Герцена Л. Толстой (см.) в одном из писем к В. Г. Черткову (от 9 февраля 1888): "Читаю Герцена и очень восхищаюсь и соболезную тому, что его сочинения запрещены: во-первых, это писатель — как писатель художественный, — если не выше, то уже наверное равный нашим первым писателям".
Наиболее распространенные агитационные жанры — статьи в газетах, воззвания и лозунги — отличаются краткостью, четкостью, выразительностью и быстротой воздействия (после первого чтения). Поэтические элементы, к-рые способствуют воздействию, не перегружают агитационного произведения. Автор, прибегая к их помощи, всегда учитывает, насколько они могут быть восприняты, он учитывает психологию и культурный уровень читателя. Очень существенна для агитационного произведения его звучность, особенно для лозунгов. Содержание агитационного произведения тем скорее доходит до сознания читателя, чем меньше рассуждений и чем больше в нем фактов, непосредственно выхваченных из жизни. Это требование предъявлял всегда к А. Л. В. И. Ленин. Важную роль в агитационном произведении играет также заголовок, к-рый должен привлечь внимание читателя, выражая сущность призыва.

А. Л. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ. Необходимо указать, что агитационным является любое художественное произведение. Писатель-поэт всегда стремится вызвать в читателе такое отношение к изображаемым им явлениям, какое у него самого, и те чувства, какие испытывает сам; он стремится привлечь читателя на свою сторону. Поскольку писатель бессознательно приходит к тем выводам, какие ему подсказывает его класс, — он тем самым стремится склонить читателя к выводам своего класса — он агитирует в его пользу. Творя свои положительные типы, — "образы грядущего человека", художник таит в глубине сознания мысль, что если их нет в жизни, то они под его воздействием будут созданы. "Искусство, если оно здорово, если оно вовлекает в свой поток лучших людей из лучших групп своего времени, естественно, переполняется величайшими идеями и чувствами века и само является звучной и красочной агитацией человечества, поднимающей его на высоты энтузиазма и самоотвержения единицы во имя целого" (Луначарский А. В., "Агитация и искусство", сб. "Искусство и революция", М., 1924). Мы не касаемся лит-ры, стоящей на грани художественности и публицистики, лит-ры народников, к-рых, как указывает Плеханов, заставила взяться за перо не столько потребность в художественном творчестве, сколько желание выяснить себе или другим те или иные стороны наших общественных отношений (Плеханов, Народники-беллетристы; Успенский, Собр. сочин., т. X). Равно не останавливаемся на таких, стоящих на той же грани публицистики и художественности, произведениях 60-х гг., как роман "Что делать" Чернышевского или "Шаг за шагом" Омулевского, герои к-рых находили полное удовлетворение в общественной деятельности; их устами писатели агитировали за эту общественную деятельность. Надо только исторически оценивать агитационные элементы художественного произведения. Например в "Божественной комедии" Данте (см.) для современников были свои агитационные элементы, направленные против папства, которые для нас актуального значения конечно не имеют. Некоторые художественные произведения, когда они появляются в свет, вовсе не являются агитационными, зато в другой отрезок времени они эту агитационность приобретают. "Поединок" Куприна (см.), изображающий жизнь царской армии с ее бессмысленной муштрой и побоями солдат, в настоящее время — средство агитации за Красную армию, являющуюся "университетом народных масс". В первые годы Октябрьской революции агитационными произведениями считались: "Спартак" Джиованиоли (см.) (восстание римских рабов), "Горные орлы" Тетмайера (см.) (восстание польских крестьян), которые до революции имели только историко-художественный интерес. Как на произведения, к-рые с момента их появления не потеряли своей агитационной силы, можно указать:
Дили-бом!… Дили-бом!…
Стоит церковь-божий дом,
А в том доме — паучек,
Паучек-крестовичек,
Паучек семи пудов, — "Все от праведных трудов".
Нахлобучивши клобук,
Ухмыляется паук
И трезвонит целый день:
Делень-день!.. Делень-день!…
Паук весело живет,
Паутиночку плетет,
В паутину ловит мух:
Молодаек и старух,
Молодцов и стариков —
Богомольных мужиков.
Мухи жалобно жужжат,
Пауку несут деньжат!
Все, что нажили горбом.
Дили-бом!… Дили-бом!…
Ой вы, братцы-мужики,
Горемыки-бедняки!
А давно уж паука
Взять пора вам за бока:
Ваши души он "спасал" —
Вашу кровушку сосал
Да кормил жену и чад —
Паучиху, паучат,
И пыхтел, осклабив рот:
—Ай дурак же наш народ!

Другие люди и понятия:

Агнец

АгнецАГНЕЦ — животное (ягненок, козленок), приносившееся в жертву всесожжения (Быт., 22, 7, Ис., 43, 23). В Библии А. — поэтический образ, символ терпеливого, кроткого человека. У пророка Иеремии (50, 17)… Полная информация

Агни

АгниАГНИ [древнеиндийское agni — огонь] (ср. латинск. ignis, русское огонь) — индийское божество огня. Гимны к А., которыми начинаются почти все 10 книг Риг-Веды, восхваляют его как посредника между богами… Полная информация

Агнивцев

АгнивцевАГНИВЦЕВ Николай [1888–] — поэт, из дворян. Лит-ая деятельность А. распадается на три периода: дореволюционный, эмигрантский и период после возвращения А. в СССР [1923]. В первый период основные… Полная информация