Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - Л

К оглавлению

Лемерсье

ЛемерсьеЛЕМЕРСЬЕ [Louis Jean Népomucène Lemercier, 1771—1840] — французский писатель, типичный представитель периода, переходного от классицизма к романтизму. Р. в Париже, в буржуазной семье. Начало литературной известности Л. положила контрреволюционная комедия "Тартюф революционер" [1795], запрещенная к постановке даже термидорианской Директорией. За "Тартюфом" последовали трагедии в вольтеровском стиле, с примесью элементов мелодрамы (см.) — "Евфраимовский левит" [1795] и "Агамемнон" [1797]. Последняя пьеса имела шумный успех. После этого триумфа Лемерсье в дальнейшем испытывает только полу-удачи, несмотря на редкое разнообразие его драматической продукции. Единственным исключением была его историческая комедия "Пинто, или день заговора" [1799], положившая начало новому жанру, впоследствии подхваченному Скрибом. Особенности этого жанра: снижение исторической тематики до масштабов мещанского анекдота, мотивировка больших событий ничтожными причинами, внушение зрителю представления, что короли и принцы, возвеличиваемые трагедиями, на самом деле мыслят и чувствуют, как простые лавочники. Жанр этот знаменовал скептицизм, утомление и дезориентацию мелкого буржуа вследствие глубокого разочарования, которое торжество буржуазии принесло массам мелкой буржуазии. Герой пьесы — талантливый проходимец и ловкий политик Пинто — навеян Лемерсье образом Фигаро, предвещая в то же время образ Рюи-Блаза Гюго. Л. таким образом перекидывает мост от комедии XVIII века к романтической драме. В комедии "Христофор Колумб" [1809], рисующей излюбленный романтиками образ непризнанного гения, Лемерсье дерзнул отступить от классических "единств", чем вызвал кровопролитную схватку в рядах зрителей. В трагедии "Ричард III и Дженни Шор" [1816] Лемерсье подражал любимому романтиками Шекспиру, в "Frédégonde et Brunehaut" [1821] он на материале входившего в моду средневековья развернул романтическую историю служанки, ставшей королевой. Не брезгал Лемерсье даже сочинением мелодрам для бульварных театров ("Les deux filles spectres" — "Две девушки-призраки", "Les serfs polonais" — "Польские рабы", "L’héroïne de Montpellier" — "Героиня из Монпелье"), внося приемы этого "низменного" жанра в свои трагедии (особенно "Les martyrs de Souli" — "Мученики из Сули", 1825). Помимо драм Лемерсье сочинял также поэмы ("Четыре превращения", "Гомер и Александр", "Меровинда" и др.); одна из них — эпико-сатирико-драматическая поэма "Panhypocrisiade" (или "Адская комедия XVI в.", 1819) — при грандиозности замысла и выполнения (она предвещает "Легенду веков") превзошла своей экстравагантностью самые необузданные проявления романтической фантазии. Но все эти новаторские попытки Л., пугавшие классиков-ригористов, разбивались об его консерватизм в вопросах языка и стиля. Раздраженный своим бессилием, Л. ненавидел молодое поколение романтиков, своих собственных продолжателей. Сам не без труда проникнув во Французскую академию [1810], он всемерно препятствовал избранию Гюго, который попал в Академию лишь после смерти Л. и на его место. Литературные воззрения Л. ясно выражаются в его лекциях, читанных в течение 7 лет в парижском Атенее и составивших 4-томный "Аналитический курс всеобщей лит-ры" [1817]. Лемерсье стоит здесь на почве догматической поэтики эпигонов классицизма Бугура и Лагарпа, ориентируется на опыт древних писателей и расписывается в полном подчинении классическим "правилам", отрицая расхождение собственной практики с этой теорией. Под этим "благонадежным" прикрытием он проводит однако теорию лит-ого прогресса и отстаивает права современных писателей на создание собственных правил, созвучных требованиям эпохи. Подобная противоречивость характеризует также политические воззрения Л. Перекликаясь с эмигрантами во время Революции, он становится ярым республиканцем в период Империи, возбуждает гнев Наполеона (с которым был близок во время консульства) выпадами против "кровавого насильника" в своих трагедиях, подвергшихся цензурному запрету. После реставрации Бурбонов Лемерсье держится в стороне от политики и занимается исключительно литературой, все более отступая на второй план перед молодой школой, отказывавшейся видеть своего предшественника в этом "двуликом Янусе, обращенном одним лицом к новому, а другим — к старому режиму".

 Библиография:  I. Переписку Лемерсье частично издал M. Souriau, "Revue d’histoire littéraire de la France", 1909, и "Mélanges Wilmotte", 1910.
II. Ch. P., La vérité sur Lemercier, 1827; Pongerville, Biographie de Lemercier, 1859; Lie Roy A., Un demi-romantique, "Revue Bleue", 1903; Souriau M., N. Lemercier et ses correspondants, 1908.
С. Мокульский

Другие люди и понятия:

Леметр

ЛеметрЛЕМЕТР Жюль [Jules Lemaître, 1853—1914] — французский писатель. Вышел из семьи зажиточных крестьян. Учился в духовной семинарии в Париже, окончил Нормальную школу, был преподавателем. Свою… Полная информация

Лемке

ЛемкеЛЕМКЕ Михаил Константинович [1872—1923] — историк русской журналистики, цензуры и революционного движения. Р. в дворянской семье, был офицером. В 1898—1901 — зав. редакцией "Орловского вестника";… Полная информация

Лемонье

ЛемоньеЛЕМОНЬЕ Камилл [Camille Lemonnier, 1844—1913] — бельгийский романист. Учился в Лувенском университете (которого не окончил), служил чиновником в гор. управлении в Брюсселе. 22 лет вышел в отставку, чтобы… Полная информация