Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - Л

К оглавлению

Ленау

ЛенауЛЕНАУ Николаус (псевдоним — Николаус Нимбш фон Штреленау) [1802—1850] — немецкий писатель. Родился в Венгрии в дворянской семье. Творчество Л. выражает усложненность и противоречивость немецкого романтизма эпохи его разложения. Л. — поэт, связанный с группой поздних романтиков — Уландом, Швабом, Кернером, сложившийся в среде, проникнутой дворянско-монархическими, романтическими традициями, на протяжении всей своей творческой деятельности колебался между этими традициями и побеждавшими их влияниями наступающей буржуазно-капиталистической культуры. Продолжая романтические традиции в обработке сюжетов народного творчества ("Фауст", "Анна" и др.), в лирическом пейзаже своих "Naturgedichte", в смешанной форме пьес — эпико-драматических и эпико-лирических, в преобладающей у него романсовой форме эпических стихов, Л. пытался разрешить противоречие между авторитарной дворянско-феодальной идеологией и разлагающим эту идеологию бюргерским свободомыслием предреволюционных лет. Поискам выхода из указанных противоречий посвящены наиболее крупные эпико-драматические и эпико-лирические его произведения: "Фауст", "Саванаролла" [1837], "Альбигойцы" [1842], характеризующие его тяготение к "большой", монументальной форме. Воплотив все свои сомнения, свое стремление сбросить изживающие себя авторитеты (по существу — дворянско-феодальное мировоззрение) в образе Мефистофеля ("Фауст"), Л. быть может помимо своего желания сделал его победителем над двойственным, колеблющимся, пытающимся все же "как-то соединить мир, бога и себя" Фаустом. Но в "Саванаролле" (цикл романсов), где Л. выступает против эллинизма Возрождения, поэт не может преодолеть в себе "католическое", иначе говоря, — консервативное, традиционное, авторитарное. Радикальные бюргеры "Молодой Германии" приняли поэму в штыки, увидев в ней защиту идеи об оздоровлении государства через возрожденную и обновленную церковь. "Альбигойцы" Л., как определяли смысл произведения радикальные критики, — это "торжество освобожденного от пут христианства поэтического духа". "Герой моей новой поэмы — Сомнение", пишет Л. От альбигойцев, борцов против папства, по мнению автора, начинается великий путь борьбы с деспотизмом: "За Гуссом и Жижкой явились Лютер и Гуттен, тридцатилетняя война, севеннские борцы, победители Бастилии и т. д.". Наряду с очень типичной романтической лирикой ("Naturgedichte" и др. циклы) у Л. встречаются стихотворения, к-рые сближают его с политической поэзией радикального немецкого бюргерства: "Am Grabe eines Ministers" (На могиле министра), "Abschied" (Прощание), где поэт, оставляя страну деспотизма, приветствует свободу, отделенную от него морем — Америку, "Polenlieder" (Польские песни), посвященные польскому восстанию, и др.
Путем переоценок, отступлений, мучительных компромиссов Л. пытается найти выход в освободительном движении немецкого бюргерства 30—40-х гг. Однако трагедия деградации, пессимизм одиночества постоянно снижают в творчестве Л. подъем, энергию, боевые настроения молодого класса, которыми пытается "возродиться" поэт, и даже революция 1848 не вносит в его мировоззрение и творчество той целостной монументальности, к которой он всегда стремился.

 Библиография:  I. Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1877; Фауст, Поэма, перев. в стихах, с биографией и предисловием Л. А-нского, издание журнала "Пантеон литературы", СПБ, 1892; То же, перев. А. Анютина [А. Луначарского], с приложением очерка "Н. Ленау и его философские поэмы", изд. ред. журн. "Образование", СПБ, 1904; Sämtliche Werke und Briefe, hist.-krit. Ausgabe von E. Castle, 6 B-de, 1910—1923.
II. Вейнберг П., сб. статей "Страницы из истории западных литератур", СПБ, 1907, II; Луначарский А. В.: указанная выше статья, и в его кн. "Этюды критические", "ЗИФ", М., 1925; Фриче В. М., Очерк развития западно-европейской литературы, Харьков, 1927; Schurz A., Lenaus Leben, 2 B-de, 1855; Opitz T., Nik. Lenau, 1850; Auerbach B., Nik. Lenau, 1876; Reitz Fr., N. Lenau; Bischoff H., Nicolaus Lenaus Lyrik, ihre Geschichte, Chronologie und Textkritik, 2 Bände, 1920; Schoenburg R., Lenaus "Faust", 1922; Schmahl E., Die Beziehungen von lyrischer Form und Inhalt in der Lyrik: Untersuchungen an Lenau und Heine, 1924; Hessen J., Lenau und das junge Deutschland, 1925.
H. Эйшискина

Другие люди и понятия:

Ленгьель И.

Ленгьель И.ЛЕНГЬЕЛЬ Иосиф [J. Lengyel, 1890—] — венгерский пролетарский писатель. Начал писать в 1916 в экспрессионистском журнале "Сегодня". Примкнув к коммунистической партии, Л. отходит от группы… Полная информация

Ленгьель М.

Ленгьель М.ЛЕНГЬЕЛЬ Мельхиор [M. Lengyel, 1889—] — венгерский буржуазный драматург и публицист. Первое значительное произведение Л. — драма "Пророк". По своей драматической структуре и критической оценке… Полная информация

Ленин

ЛенинЛЕНИН.   I. Биография [176]. II. Ленин и литературоведение. 1. Постановка проблемы [194]. 2. Философские воззрения Л. [197]. 3. Учение Л. о культуре [208]. 4. Теория империализма [218]. 5. Теория двух путей… Полная информация