Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - Л

К оглавлению

‘Литературний ярмарок’

'Литературний ярмарок'"ЛІТЕРАТУРНИЙ ЯРМАРОК" — украинский художественно-литературный альманах, выходивший в Харькове с декабря 1928 по февраль 1930 (вышло 12 книжек). Руководящую роль в "Л. я." играла группа писателей, составлявших ранее объединение "ВАПЛІТЕ" — Микола Хвыльовый (редактор альманаха), Микола Кулиш и другие. В редакционных декларациях альманах именовался внегрупповым. Это отвечало назревшей потребности в объединении советских лит-ых сил и обусловило участие в нескольких книжках "Л. я." ряда украинских писателей из других лит-ых группировок, в том числе и из ВУСПП. Однако выяснившаяся вскоре групповая позиция руководящего ядра редакции заставила большинство писателей других группировок отказаться от участия в альманахе. Самое название "ярмарок" выдвигало претензию на "вольный торг" — "свободную конкуренцию идей" — в противопоставление "державным крамницям" и "лит-ым ведомствам", как редакция в полемике саркастически определяла организации пролетарской литературы, гл. обр. ВУСПП. В соответствии с этой буржуазно-либеральной тенденцией редакция в подходе к задачам лит-ры выдвигала на первый план требования художественного мастерства, обходя и затушевывая идеологические определители творчества. Под флагом "свободной конкуренции" в "Л. я." нашли место художественные произведения и публицистические выступления, продолжавшие в более или менее завуалированной форме осужденную партией и пролетарской общественностью мелкобуржуазную националистическую линию группы "ВАПЛІТЕ".
Для публицистических высказываний "Л. я." модифицировал старую — времен подцензурной журналистики — форму фельетона-беседы с "читателем-другом", обогатив эту эзоповскую в основе форму родственными элементами — образами и приемами из интермедий старинного украинского "вертепа" (см. "Драма вертепная"). ярмарок" (Харьков, 1930) Преобладающее содержание интермедий — апологетические толкования и оценки помещаемых в книжке "Л. я." или подготовляющихся к помещению художественных произведений, наиболее ценных с точки зрения редакции, борьба с марксистской литературной критикой и отстаивание идеи единого "национального" фронта украинской культуры.
Показательны данные о тематике и проблематике "Л. я.". Из 120 с лишним художественных произведений более чем в 100 центральной фигурой или субъектом мировосприятия является интеллигент, служащий, мещанин, представители верхушечных слоев села. Очень слабо представлена тематика социалистического строительства. Основная проблема "Л. я." — национальный вопрос в националистически-культуртрегерской, а не четко классовой, пролетарской его постановке.
Как в интермедиях, так и в значительной части художественного материала "Л. я." определяется тенденция игнорирования классового содержания национальной культуры и стремление толковать это понятие как "надклассовый комплекс" ("Чорне озеро" Гжицкого, "Мина Мазайло" Кулиша и мн. др.). Весьма характерны высказывания в духе теории "борьбы двух культур", буржуазно-государственническое толкование украинской державности и тенденции "равнения на Европу" (интермедии). В разработке исторических сюжетов "Літературний ярмарок" оперировал каноническими шаблонами националистских исторических школ ("Мазепа" В. Сосюры и др.), как и в художественной разработке тем гражданской войны ("Анатема" Днипровского и др.). Мелкобуржуазные тенденции альманаха сказались также в ряде неверных концепций по вопросам о соотношении классовых сил на селе ("Червоноградські портрети" I. Сенченка, "Неймовірні авантури дона Хозе Перейра" М. Йогансена, "Білий вовк" Панча, интермедии и мн. др.). В "Л. я." был напечатан и ряд идеологически выдержанных произведений пролетарской литературы, но ведущей роли в альманахе они не играли. Ошибки "Л. я." были вскрыты марксистской литературной критикой.
"Л. я." прекратил существование в 1930. Основное ядро его редакции вместе с рядом других писателей образовало группу "Пролітфронт", основав журнал того же имени (см. "Пролітфронт"). Эта группа также ликвидировалась, и большинство ее членов вошло в ВУСПП, отказавшись от своих идеологических ошибок.

 Библиография:  I. "Літературний ярмарок", Альманах місячник, кн. I—XII, ДВУ, 1928, 1929, 1930.
II. Антонюк С., Нотатки з приводу, "Гарт", 1929, № 10—11; Василенко В., "Літературний ярмарок", "Критика", 1930, № 2; Новицкий М., На ярмарку, Критичні нотатки, вид. "Гарт", 1930; Коваленко Б., "Літературний ярмарок", "Літературна газета", 1929, № 2; Доленго М., Поезія по наших журналах, "Критика", 1929, № 6; Крицький, Художня проза по журналах, "Критика", 1929, № 9; Якубовський Ф., "Літературний ярмарок", "Пролетарская правда".
Ник. Новицкий

Другие люди и понятия:

‘Литературни скупина’

'Литературни скупина'"ЛИТЕРАТУРНИ СКУПИНА" — лит-ая организация в Чехо-Словакии, возникшая после мировой войны и объединяющая ряд чешских современных писателей, критиков, беллетристов, поэтов (Фр. Гетц, П…. Полная информация

‘Литературно-науковий вистник’

'Литературно-науковий вистник'"ЛІТЕРАТУРНО-НАУКОВИЙ ВІСТНИК" — ежемесячный журнал начал выходить в 1898 во Львове под ред. Ив. Франко. В "Л.-н. в." печатались политические, историко-литературные, критические и… Полная информация

Литературные издательства

Литературные издательстваЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА (русские). — В классовом обществе литературные издательства неизменно участвуют своей продукцией в борьбе классов, обслуживая их идеологические потребности. Наряду… Полная информация