Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Ложноклассицизм

ЛожноклассицизмЛОЖНОКЛАССИЦИЗМ [или "ложный классицизм", "лжеклассицизм", "псевдоклассицизм"] — ходовой термин русского литературоведения, появившийся в 40-х гг. XIX в. и служивший для обозначения французского и русского классицизма. Оценочно-полемический характер термина "Л." ясен каждому. Заметим все же, что эпитет "ложный" присоединен здесь к слову "классицизм" в его основном, широком значении. Этимологически слово это восходит к латинскому юридическому термину classis (класс), означавшему наиболее мощную из пяти цензовых групп, на которые Сервий Туллий разбил граждан древнего Рима, иначе говоря — отборную верхушку римской аристократии, ее "элиту". Социально-культурная практика этой группы признавалась совершенной; отсюда — метафорическое значение слова "классицизм", встречающееся уже в древности и усвоенное гуманистами, которые применили его к античной культуре в целом как "всечеловеческой" и образцовой, т. е. предельно реализовавшей классовые идеалы восходившей буржуазии. Слово "классический" становится синонимом слова "античный", сочетается с ним в термине "классическая древность", но вместе с тем распространяется и на произведения новой лит-ры, стремившиеся к воспроизведению античных художественных идеалов. Такова была установка итальянских, а за ними и французских классиков, идеологов блока капитализирующегося дворянства и крупной буржуазии эпохи абсолютизма. Хотя в стилевом комплексе французского классицизма установка на подражание античности отступала на второй план перед рационализмом творчества, вовсе не типичным для античной литературы эпохи ее расцвета, однако именно "классицистические" (т. е. антикизирующие) претензии французских классиков были главной мишенью для нападок противников классицизма в XVIII и начале XIX вв. Крепнущее классовое сознание средней буржуазии, перестающей мириться с абсолютизмом как тормозом для развития буржуазного хозяйства, порождает гонения на догматизм классической поэтики, ее внеисторичность, одностороннее понимание античности, "светские" условности в поэзии. Эта борьба с классицизмом, выражающаяся во Франции в длительном "Споре о преимуществе древних или новых писателей" (Querelle des anciens et modernes, см. "Французская литература"), имеет однако во Франции довольно академический характер, ибо классицизм обнаруживал здесь большую гибкость, легко применяясь к актуальным потребностям буржуазии. Иначе — за границей, где придворно-аристократические тенденции были сильнее. Так, в отсталых Германии и России классицизм стал стилем феодально-дворянских слоев, чем и объясняется ожесточенная борьба с ним идеологов поднимающейся буржуазии, и в первую очередь Лессинга, который дал в своей "Гамбургской драматургии" [1767—1769] уничтожающую критику французской классической драмы и неверного истолкования классиками "Поэтики" Аристотеля, на которого они любили ссылаться. Критика Лессинга, характеризовавшего классицизм как ложный, искусственный стиль (но без употребления термина "Л.") и противопоставившего Корнелю и Расину Шекспира как лозунг поэтической свободы и правдивости, послужила отправной точкой для выступлений немецких штюрмеров и романтиков, а за ними и русских романтиков. В России такую позицию вслед за Н. Полевым и Надеждиным, наносившими классицизму смертельные удары, занял Белинский. Именно Белинский и является создателем термина "Л.", к-рый вырвался у него в пылу полемики в статье о "Горе от ума" [1840] и сразу стал крылатым словом. Развивая мысль, что "классическое искусство есть полное и гармоническое уравновешение идеи с формой, а романтическое — перевес идеи над формой", и усматривая идеальный образец первого у греков, Белинский замечает: "Классицизм, как его понимали французы и как он перешел от них к нам, был псевдоклассицизм, столько же походивший на греческий, сколько маркизы XVIII в. походили на богов, царей и героев древней Греции". Называя Корнеля и Расина "поэтическими уродами", а поэзию их — "обезьяньим передразниванием греков", Белинский подобно Лессингу и немецким романтикам всегда противопоставляет им Шекспира, в драмах которого он ощущал биение "пульса вселенной". Закрепив свое отношение к классикам презрительной кличкой Л., он однако вскоре забыл, что является ее автором, и в статье о сб. "Сто русских литераторов" [1841] приписал термин Надеждину, тогда как последний, нападая на классиков, говорил всего лишь о "неоклассицизме". Выдвигая против классицизма те или другие доводы, часто заимствованные из арсенала идеалистической эстетики, Белинский по существу боролся против дворянско-крепостнической идеологии, которую классицизм выражал в особенности в России.
Революционные демократы 60-х гг., оценивая эту поэзию как "напыщенную" и "ходульную", также осознавали ее классовый характер, столь им враждебный. Однако уже Белинский в конце своей деятельности начал подходить к классикам и с исторической точки зрения. И если этот термин и водворяется надолго в научных и учебных книгах, то уже в 70-х гг. рано умерший А. Шахов дает в своих лекциях о "Лит-ом движении в первую половину XIX в." блестящую характеристику классицизма и романтизма как конкретно-исторических стилей. Вслед за Шаховым и независимо от него подняли голос в защиту классицизма П. Д. Боборыкин [1895], Ф. Д. Батюшков [1895], Алексей Веселовский, Ф. Г. де Ла Барт и др. Г. В. Плеханов наметил в своих статьях концепцию классицизма как классового стиля, решительно исключающую субъективно-оценочный подход к нему критиков-идеалистов. Несмотря однако на полную переоценку классицизма литературоведами-социологами (Сакулин) и марксистами (Фриче, Луначарский), старая концепция изжита еще не до конца, всплывая подчас даже и в некоторых современных работах (П. С. Коган и др.).

 Библиография:  Аверкиев Д. В., Рассуждение о драме, СПБ, 1893, изд. 2-е, 1907, и разбор его Введенским А. И. в Отчете о 9-м присуждении Пушкинской премии Акад. наук, СПБ, 1893; Батюшков Ф. Д., Корнелев "Сид", "ЖМНП", 1895, август, и отд. изд.; Боборыкин П. Д., Судьбы русского романа, в сб. Об-ва любителей российской словесности, "Почин", М., 1895; Шахов А., Очерки литературного движения в первую половину XIX в., СПБ, 1898; Белинский В. Г., Сочин., под ред. С. А. Венгерова, тт. I и V, СПБ, 1901 (см. ценные примечания С. А. Венгерова); Ла Барт Ф. Г., Французский классицизм в литературе и искусстве, Киев, 1903; Сакулин П. Н., История новой русской литературы: эпоха классицизма, М., 1918; Кржевский Б. А., Театр Корнеля и Расина, в "Очерках по истории европейского театра", под ред. А. Гвоздева и А. Смирнова, П., 1923; Плеханов Г. В., Сочин., тт. X и XIV, М., 1924 и 1925; Веселовский Ю., Белинский и французская трагедия, в "Этюдах о русской и иностранной литературе", т. I; Москва, б. г. См. также библиографию к ст. "Классицизм".
С. Мокульский

Источники вдохновения: https://vitams.ru CHISON QBIT 7 купить узи аппарат CHISON QBIT 7.


Другие люди и понятия:

Лозунг

ЛозунгЛОЗУНГ — краткая формула, содержащая в себе одну-две фразы и выражающая содержание тех или иных задач и целей различных борющихся между собой классов в политике, экономике, философии, лит-ре и… Полная информация

Лой

ЛойЛОЙ Якоб, ван [Jacobus van Looy, 1855—] — голландский писатель, один из активных участников мелкобуржуазного радикального движения "De Nieuwe Gids"; воспитывался в сиротском доме, затем был наборщиком и… Полная информация

Локаф

ЛокафЛОКАФ — сокращенное название Лит-ого объединения Красной армии и флота, созданного в июле 1930. Организация Л. явилась фактором коренного поворота советской лит-ры к вопросам обороны Советского… Полная информация