Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Макароническая поэзия

Макароническая поэзияМАКАРОНИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ [итальянское poesia maccheronica, от maccheroni — макароны; ср. у Фишарта "Nuttelverse" — от немецкого Nudel — макароны] — вид шуточной поэзии, написанной своеобразным смешанным жаргоном, в к-ром слова местного яз. чередуются со словами яз. чужого и подчиняются его морфологическим законам. Подобное смешение, так сказать "французского с нижегородским", создает эффект неожиданного контраста, который уже сам по себе обусловливает смехотворное воздействие М. п. Но обычно М. п. не ограничивается этим комизмом своего жаргона и наполняет смехотворную форму пародийным или сатирическим содержанием, являясь орудием классовой борьбы, средством отмежевания подчиненного и оппозиционного класса от канонизованных форм литературы господствующего класса. Наряду с этим встречается однако и М. п. чисто развлекательного типа, служащая целям аполитичного зубоскальства. В принципе всякие стихи, написанные на смешанном жаргоне, могут быть названы М. п., независимо от языкового состава этого жаргона; в таком расширенном значении можно отнести к М. п. шутливую поэму И. П. Мятлева — "Сенсации и замечания г-жи Курдюковой", написанную смесью русского и французского яз. Однако в своем основном значении М. п. назывались только стихи, написанные на латинском яз., в который вплетались слова другого яз., снабженные латинскими окончаниями (вроде "бабус", "лопатус" гоголевских семинаристов). Такая латынь называется макаронической, или кухонной (culinaria); ее классический образец имеем в знаменитых "Письмах темных людей", этом ядовитом памфлете на схоластическую науку.
Корни М. п. надо искать (если оставить в стороне зачатки М. п. в древности, напр. греко-латинские макаронизмы у поэта IV в. христ. эры Авсония) в бытовой практике средневекового католического духовенства, для к-рого латынь была не только лит-ым, но отчасти и обиходным языком. Многие церковные проповедники уснащали латинский текст словами и целыми фразами на народных яз. В сущности уже здесь имеем проявление полусознательного протеста некоторых слоев средневекового духовенства против мертвящих норм феодальной церкви. Сознательным этот протест становится в пародийно-сатирической поэзии средневековья, продукте литературного творчества, с одной стороны, деклассированных представителей духовного сословия — вагантов, у к-рых находим первые зародыши М. п. ("Carmina burana"), а с другой — низшего полусветского персонала духовенства, пародировавшего церковную обрядность в своих "праздниках дураков" (fête des foux) и "веселых проповедях" (sermons joyeux), в к-рых в XV в. встречаются элементы М. п. Эта сатирическая струя еще заметнее в городской лит-ре позднего средневековья, в которой нарождающаяся ремесленная и торговая буржуазия, высмеивая церковь и духовенство, неоднократно прибегала к пародийным приемам М. п. Во Франции мы встречаем их уже в сатирическом "Roman de Renard" [XIII в.], позже — в фарсах XV века (см. "Французская лит-ра" и "Фарс"). В Германии зачатки М. п. находим в сатирико-дидактической сюите в стихах "Das Narrenschiff" (Корабль глупцов, 1494) Себастиана Бранта, в послании эльзасских гуманистов в защиту Вимфелинга [1502], в сатирических произведениях эльзасского доминиканца, противника Лютера, Томаса Мурнера — "Grosser Lutherischer Narr" (Великий лютеровскнй глупец, 1522) и "Ketzerkalender" (Календарь еретиков, 1527), в некоторых вещах Ганса Сакса, Линденера ("Katzipori"), Кирхгофа ("Wendunmut") и др. писателей эпохи Реформации (см. "Немецкая лит-ра). Большинство этих произведений возникло в студенческой среде, которая и дальше являлась главным источником "кухонной" латыни и М. п., оформлявшей ходячие шутки университетских остряков.
Но все это лишь зачатки М. п., первые попытки использования "кухонной" латыни в целях пародии и сатиры. Свое законченное лит-ое выражение М. п. получает впервые в конце XV в. в Италии, где она выражает реакцию мелкой буржуазии против поэзии буржуазной аристократии позднего Ренессанса, с ее гуманистическим пристрастием к античности и к латинскому языку, с ее культом изысканной формы и увлечением рыцарской тематикой (см. "Итальянская лит-ра). Первые ростки М. п. находим в Падуе, в кружке местной студенческой молодежи. Падуанский кружок, наз. "maccaronea secta", сыграл важную роль в формировании М. п., к-рая обязана ему повидимому даже своим названием. Отсюда вышел пионер итальянской М. п. Тифи дельи Одази [ум. 1488], автор комической поэмы "Maccaronea" (впервые напеч. в 1490, выдержала 7 изданий). Основным художественным приемом Тифи является контраст между эпическим гекзаметром, к-рым написана поэма, и ее смехотворным жаргоном, соответствующим ее низменной тематике. Это связывает М. п. с другим жанром мелкобуржуазной поэзии XVI в. — с бурлеской, лучшим представителем к-рой является Берни [1498—1535]. Новизна жанра М. п. заключается поэтому не в его бурлескно-пародийной установке, а в его "новой грамматике" (по выражению Тифи), в его языковой специфике, использующей для борьбы с поэзией гуманистов ее главное оружие — латинский язык и версификацию. Опыт Тифи вызвал ряд подражаний. Затем Бассано из Мантуи (умер 1499] и Алионе из Асти используют М. п. в целях политической инвективы. Так расширялся диапазон макаронической поэзии, охватившей целый ряд жанров (поэму, сатиру, послание, лирику). Все это свидетельствует о популярности жанра, отвечавшего социальным запросам мелкой буржуазии. Теофило Фоленго [1496—1544] доводит форму М. п. до предельного мастерства. В своих конструкциях фраз он сообразуется с правилами латинского языка, избегает вульгаризмов, придает своему гибридному жаргону внешнюю правильность и стройность, искусно извлекая комический эффект из присущего М. п. контраста: у него "замаскированное итальянское слово неожиданно появляется среди слов латинских, как бы издеваясь над ними" (Гаспари). Острое орудие своего бурлескного стиля Фоленго использует для лит-ой борьбы с назревающей феодальной реакцией. Его главное произведение, обширная бурлескно-пародийная поэма "Maccaronea", или "Baldus" (изд. 1-е, 1517; 2-е, знач. дополн., 1521), представляет беспощадную сатиру на рыцарство, монашество и администрацию, напоминая по основной сюжетной ситуации "Дон-Кихота" и доводя до крайней степени пародию на рыцарскую поэму, образцом к-рой является "Морганте" Пульчи. Резкий реализм, сочетаемый с преувеличенной буффонадой и грубой непристойностью шуток, — такова своеобразная лит-ая форма классового протеста мелкой буржуазии. Те же черты находим и в других образцах М. п. Фоленго. После Фоленго М. п. в Италии падает и вырождается. Феодально-католическая реакция кладет предел мелкобуржуазной сатире, направленной против рыцарства и духовенства. Единственный объект ее теперь — выродившаяся гуманистическая интеллигенция, буффонное изображение которой дает маска Доктора из commedia dell’arte, этого неутомимого извергателя макаронической латыни. Вне театра макароническая поэзия влачит в XVII в. жалкое существование, не поднимаясь выше легкой насмешки над мелочами быта.
Более плодотворно было влияние М. п. в других странах Зап. Европы, переживавших период интенсивного становления капиталистических отношений. Здесь М. п. становится орудием социально-политической сатиры в руках поэтов восходящей буржуазии. Так, во Франции по стопам Фоленго идет Рабле, к-рый воспроизвел в своем знаменитом романе многие эпизоды и фигуры "Бальдуса", а кое-где подражал и макаронической латыни Фоленго. Если для Рабле макароническая латынь служила средством высмеивания средневековой схоластики, то Мольер пользовался ею для насмешек над схоластической же медициной. Но и Рабле и Мольер только спорадически прибегали к М. п. Подлинным ее создателем во Франции был Антуан де ла Сабль, писавший под латинизованным псевдонимом Antonius Arena [умер 1544]. Ему принадлежат бурлескные политические поэмы "Meygra entrepriza catholiqui imperatoris" [1537] (в которой он описывает неудачную экспедицию Карла V в Прованс) и "Poema macaronicum de bello hugonotico", где он изображает гугенотов разбойниками, насильниками и убийцами. После замирения страны под властью абсолютной монархии М. п. обращается в аполитичную буффонаду развлекательного типа.
В Англии М. п. встречаем у Джона Скельтона [1460—1529] и у Вильяма Дреммонда [1585—1649].
В Германии преданным учеником Фоленго был Фишарт [1545—1591], переводчик и подражатель Рабле, воинствующий буржуазный поэт-сатирик, публицист и полемист протестантского лагеря. В эпоху реформационных войн М. п. служит в Германии также целям политической борьбы; сюда относится предостережение вождям Шмалькальденского союза [после 1546] и более обширные памфлеты "Pancketum Caesareum" и "Benedictio mensae in Pancketum" [1548], выражающие озлобление побежденных протестантов. Высшая точка М. п. в Германии — анонимная бурлескная поэма о блохах ("Floia, cortum versicale de floiis schwartibus", 1593). В XVII в., в пору глубокого экономического упадка и военного разорения Германии, М. п. становится и тут чисто развлекательной.
В XIX в. М. п. повсеместно отмирает в связи с вытеснением латыни из культурного обихода. По этим же причинам макароническая поэзия (в собственном смысле слова) никогда не пускала прочных корней в России. Такие произведения, как украинская "Энеида" Котляревского и упомянутая поэма Мятлева, стоят совершенно обособленно.

 Библиография:  Гаспари А., История итальянской литературы, т. II, перев. К. Бальмонта, Москва, 1897; Genthe F. W., Geschichte der maccaronischen Poesie, Halle, 1829; Delepierre J. O., Macaronéana, Paris, 1852; Его же, Macaronéana andra, 1862; Tancredi G., La materia e le fonti del poema maccheronico di T. Folengo, Napoli, 1891. Статьи: Rossi V., Luzio A., Renda A., в "Giornale storico della letteratura italiana", vv. XI, XII, XIII, XIV, XXIV, XXXII, XXXV; Flamini F., Il Cinquecento, в серии "Storia letteraria d’Italia", Milano, s. a.; Ellinger G., Maccaronische Dichtung in Deutschland, статья в "Reallexicon der deutschen Literaturgeschichte", herausgegeben von Merker P. und Stammler W., Band II, 1928 (здесь и библиография).
C. Мокульский

Другие люди и понятия:

Мак-Гилл

Мак-ГиллМАК-ГИЛЛ Патрик [Patrick Mac Gill, 1890—] — современный английский писатель. По происхождению — ирландец. С детства работал батраком на ферме; позднее — чернорабочий, каменщик, землекоп. Первая книга… Полная информация

Маккай

МаккайМАККАЙ Джон Генри [Mackay, 1864—] — современный немецкий писатель (шотландского происхождения); один из представителей раннего немецкого натурализма. Являясь идеологом… Полная информация

Мак-Кей

Мак-КейМАК-КЕЙ Клод [Claude Mac-Kay, 1890—] — американский поэт и беллетрист, негр. Р. в крестьянской семье на Ямайке, готовился стать школьным учителем, 20 лет поступил рабочим на спичечную фабрику, но вскоре… Полная информация