Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Львов-Рогачевский

Львов-РогачевскийЛЬВОВ-РОГАЧЕВСКИЙ В. (псевдоним Василия Львовича Рогачевского, другие псевдонимы — В. Львов, Homo) [1874—1930] — литературовед. Р. в семье статского советника. Окончил Харьковскую гимназию и университет в СПБ. Студентом принимал участие в революционном движении, в 1898—1899 вступил в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". С 1900 по окончании университета работает в Харькове в РСДРП, примыкая затем к меньшевикам. После неоднократных арестов был выслан правительством за границу на 3 года за активное участие в революционных событиях 1905 в Петербурге. В 1917 отошел от политической деятельности, занявшись исключительно литературной и преподавательской работой.
Лит-ая деятельность Л.-Р. начинается с 1895, когда, будучи гимназистом, он выпустил совместно с учителем немецкого языка Б. Краевским книгу "Ганс Закс. Башмачник-поэт", в к-рой поместил свои переводы стихов Сакса. Первая критическая статья "Порывы" (о Горьком и Вересаеве) напечатана Л.-Р. в 1899 в "Одесских новостях" (№ 4624, май), затем начали появляться его статьи и рецензии в "Образовании", "Современном мире" (где Л.-Р. заведывал отделом поэзии) и т. д. Л.-Р. интересовался главным образом текущей литературой: в первый период своей деятельности — эпохой 90—900-х гг. (Л. Андреев, М. Горький, Скиталец и др.), позднее — творчеством писателей периода Октябрьской революции. Критические работы Л.-Р. благодаря доступности изложения и несложности теоретических построений имели широкое распространение в качестве литературного пособия у мало обслуженного марксистской критикой читателя. Известен Л.-Р. также своей культурно-просветительной и общественной деятельностью: он был руководителем писательской организации "Литературное звено", членом правления Всероссийского союза писателей, членом ГАХН и в течение ряда лет читал лекции по лит-ре в московских вузах.
Считавший себя материалистом-диалектиком, Л.-Р. характерен однако своим неизменным стремлением эклектически сочетать марксизм с чуждыми ему идеалистическими течениями. "При занятиях по литературе мы должны сочетать марксистский метод с достижениями формальной школы. Формальная школа знает только анализ приема. Она забывает, что у писателей не только приемы, но и цели. Публицистическая критика знает только цели и не хочет видеть приемов, посредством к-рых оформлен замысел художника. В своей работе по лит-ре я стремлюсь к синтезу". В этом утверждении Л.-Р. равно характерны и наивно-эклектическое представление о возможностях "сочетания" диалектического материализма с лит-ыми анализами формализма — наиболее воинствующей буржуазно-идеалистической школы наших дней — и непонимание того, что марксистское литературоведение изучает стиль как диалектическое единство формы и содержания.
Загромождая свои работы обильным биографическим и историко-культурным материалом, уклоняясь в сторону в поисках "духа времени", Л.-Р. вместе с тем теряет из виду основной критерий анализа — момент классовой борьбы, важную роль которой он декларирует в предисловиях. Для его критических произведений характерно полное бессилие раскрыть классовое содержание творчества того или иного писателя.
При попытках отойти в своих историко-литературных работах от вульгарно-импрессионистской эклектической критики, Л.-Р. впадает в другую крайность, — он пользуется лит-рой лишь как иллюстрацией к процессу историко-культурного развития. Социологический анализ эпохи генетически не увязан с непосредственным анализом лит-ых текстов, проблема диалектики стилей или совсем игнорируется или разрешается поверхностно, механически — простым констатированием их деградации и смены. Декларируя социальную детерминированность литературы, Л.-Р. не понимал диалектического характера этой обусловленности: момент активности классового сознания выпадал из его поля зрения. Само понятие "класс" Л.-Р. рассматривал не в движении и в связи с конкретными условиями, а статически, что мешало ему напр. различать процесс диференциации, постоянной поляризации, происходящей в среде промежуточных классовых слоев.
Коренная ошибочность методологической установки, крайний эклектизм критических работ Л.-Р. делают их, несмотря на субъективное тяготение критика к марксизму, явно чуждыми марксизму, продуктами приспособления мелкой буржуазии к рабочему движению. Хотя Л.-Р. и отошел после 1917 от политической деятельности, но меньшевистское прошлое густо окрашивало собой его литературно-критическую продукцию. Отсюда — беззубый, бесхребетный, на каждом шагу отмеченный типичным мелкобуржуазным либерализмом характер его критики, никогда не умевшей правильно находить и бить врагов пролетариата в литературе и очень часто выдававшей врагов революции за ее друзей.

 Библиография:  I. Две правды, кн. о Л. Андрееве, изд. "Прометей", СПБ, 1914; Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин, "Книгоиздательство писателей", М., 1919; Очерки по истории новейшей русской литературы, изд. ВЦСПО, М., 1920; Русско-еврейская литература, Гиз, Москва, 1922; Введение в изучение литературы дореформенной России, Гиз, М. — Л., 1925; Новейшая русская литература, изд. 5-е, коопер. изд-во "Мир", М., 1926 (изд. 1-е, 1922); Очерки пролетарской литературы, М., 1927; Художественная литература революционного десятилетия (1917—1927), изд. "Мир", М., 1927; От усадьбы к избе, Лев Толстой, 1828—1928, изд. "Федерация", М., 1928.
II. Цейтлин А., Марксисты и формальный метод, "Леф", 1923, книга III; Кубиков И. Н., Львов-Рогачевский (к 25-летию литературной деятельности), "Всемирная иллюстрация", 1924, № 3—4; Пиксанов Н. К., Литературная деятельность Львова-Рогачевского, "Современник", 1925, I (там же и список работ Львова-Рогачевского); Глаголев А., Львов-Рогачевский, Новейшая русская литература, "Печать и революция", 1925, II; Штейнман Зел., Татьяна в обозе, "Звезда", 1927, № 11; Якубовский Г., В. Львов-Рогачевский, "Художественная литература революционного десятилетия", "Красная новь", 1927, № 11; Эйхенбаум Б., Вокруг литературы, в сборнике статей "Литература", Л., 1927; Брейтбург С. М., В. Л. Львов-Рогачевский (некролог), "Литература и марксизм", 1931, II.
III. Мандельштам Р., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, издание 4-е, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, Москва, 1928; "Писатели современной эпохи", т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.
Л. Новицкая

Другие люди и понятия:

Льюис М.-Г.

Льюис М.-Г.ЛЬЮИС Мэтью Грегори [Matthew Gregory Lewis, 1775—1818] — английский романист, известный под прозванием Монк-Льюис (Monk — монах). Л. один из главнейших представителей "школы ужаса", аристократической… Полная информация

Льюис С.

Льюис С.ЛЬЮИС Синклер [Sinclair Lewis, 1885—] — современный северо-американский писатель. P. в Миннесоте — одном из штатов Среднего Запада, в семье врача. В течение нескольких лет занимался журнально-газетной… Полная информация

Лэ

ЛэЛЭ [точнее лай или лэй, соответственно старофранцузскому произношению XII века "lai"] — слово очевидно кельтского происхождения, первоначально обозначало мелодию, музыкальный элемент… Полная информация