Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Мадзини

МадзиниМАДЗИНИ (Маццини) Джузеппе [Guiseppe Mazzini, 1805—1872] — знаменитый итальянский революционер, политический оратор, публицист и критик. Один из главных деятелей итальянского национально-освободительного движения ("Рисорджименто"), бывшего по преимуществу движением буржуазным (в нем объединились основные слои буржуазии и даже некоторые группы дворянства: неогвельфы). Задачей его являлась окончательная ликвидация остатков феодализма через объединение Италии и уничтожение государств на ее территории, задерживавших процесс капиталистической консолидации страны. Мадзини был руководителем наиболее левого республиканского крыла "Рисорджименто". Идеолог радикально-демократической мелкобуржуазной интеллигенции, М. первый "освежил затхлую атмосферу покаянных настроений и проповеди смирения бодрым словом, призывавшим к деятельности и подвигу" (Фриче). Великий агитатор и организатор, Мадзини "занимает первое место среди тех, кто создал Италию" (Болтон-Кинг).
Деятельность М. выходит далеко за пределы истории литературы; ее полная оценка, может быть дана только в общей политической истории Италии. Тем не менее великий революционер был и крупным писателем, который сражался за республику пером, как Гарибальди сражался за нее мечом. Его патетический стиль необычайно ярко выражает психику "апостола итальянской свободы". Своей богатой образностью и пламенной риторикой Мадзини напоминает манеру Виктора Гюго, будучи в то же время лишен позерства, столь характерного для писаний последнего.
Свою лит-ую деятельность М. начал в 1828 как лит-ый критик. М. был в то время горячим сторонником романтизма ("К. Ботта и романтики"), восторженно приветствовал произведения Мандзони и его школы ("О романе вообще и об „Обрученных“ в частности", "Мысли об исторической драме"). В 1830 Мадзини переживает перелом, целиком отдается политике и, укрепившись в убеждении, что "искусство — явление по преимуществу социальное", осуждает Гёте (за 1-ю ч. "Фауста") и Байрона (за "Манфреда") как представителей индивидуализма, порождающего в политике деспотизм. Продолжая разделять воззрения романтиков на морально-гражданские задачи художественного творчества и сочувствуя их религиозной настроенности (Мадзини верил в бога и в бессмертие души, как в "геометрическую формулу", и видел в деистической религии опору общественного строя), он развенчивает романтиков за индивидуализм, непротивленчество и оппортунизм, противопоставляет им Фосколо как поэта "революционной" школы и объявляет задачей литературы проповедь национализма и "призыв к беспрерывной борьбе" ("Взгляд на итальянское литературное движение после 1830"). В 1831 Мадзини создает знаменитый журнал "Молодая Италия" (орган одноименного общества). Статьи М. насыщены теперь пламенной агитацией, обращенной к юношам, женщинам и даже священникам, которых он призывал отдаться делу освобождения отчизны, опираясь на народ, "этот первейший элемент всякой революции", "это великое единство, все охватывающее", "воплощение всех прав, всех сил и воль".
Влияние идей М. испытали все писатели радикально-демократического направления — Гверацци, Никколини, Мамели, даже молодой Кардуччи. Тем не менее "народничество" Мадзини при всей революционности имело ярко выраженную мелкобуржуазную сущность, обнаружившуюся в отношении М. к нарождающемуся рабочему движению. Его критика развивавшегося в Италии капитализма была не передовой, а реакционной, т. к. сочеталась с ненавистью к социализму, упраздняющему собственность и "лишающему труженика плодов его труда", борющемуся с религией, этой "вечной и прочной опорой наших прав и обязанностей", отвергающему отечество и национализм и сводящему все к классовой борьбе. В противовес учению Маркса М. намечает утопическую программу объединения рабочих в производительные ассоциации, имеющие целью не уничтожение собственности, а только устранение ее неравномерного распределения. Так, идейный вождь итальянской национальной революции оказался слеп к подлинному смыслу исторического процесса и не сумел рассмотреть великое будущее начинавшегося международного рабочего движения. Но это было естественным результатом буржуазного характера всего национально-освободительного движения.

 Библиография:  I. Сокращ. издания вышли по-немецки (2 тт., Гамбург, 1868) и по-английски (6 тт., Лондон, 1864—1870); Переписка Мадзини в следующ. изд.: Parigi, 1895; Roma, 1905. Lettere inedite, Roma, 1885; Duecento lettere inedite, Torino, 1888; См. еще: Scritti e ricordi autobiografici di Mazzini, 1912; King H., Letters and recollections of Mazzini, 1912; Scritti editi e inediti, Edizione Nazionale, 46 vv., Imola, 1920—1926.
II. Герцен А. И., Былое и думы, чч. 5 и 6, Сочин., под ред. М. К. Лемке, тт. XIII—XIV, П., 1919—1920 (прочие высказывания Герцена о Мадзини см. по именному указателю, приложенному к т. XXII, 1923); Толстой Л. Н., Письмо Мадзини о бессмертии; Кинг-Больтон, История объединения Италии, том I, М., 1901; Г-ская Н., Джузеппе Мадзини, "Русская мысль", 1906, VII; Гершензон М. О., Образы прошлого, М., 1912 (Герцен и Запад, стр. 175—282); Шрейдер И., Мадзини о национальном вопросе, "Голос минувшего", 1913, V; Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, ч. 1, М., 1916; Nencioni E., Seggi critici di letteratura italiana, gli scritti letterari di G. Mazzini, 1898; King В., Mazzini, 1902; Oxilia G. U., G. Mazzini uomo e letterato, 1902; Luzio A., Mazzini, Milano, 1905; Momigliano, G. Mazzini e le idealità moderne, Milano, 1905. Статья о литературной деятельности Мадзини: Tiritelli, Nuova Antologia, serie II, v. XVII, 1879; Sacerdote S., Rivista Europea, v. XXXII, 1883; Ricifari F., Concetto dell’arte e della critica letteraria nella mente di G. Mazzini, Catania, 1896; Peretti N., Gli scritti letterari di G. Mazzini, Torino, 1904.
III. Canestrelli, Bibliografia degli scritti di G. Mazzini, Roma, 1893; Conti Giov., Mazzini G., I problemi dell’epoca: scritti politici e sociali. Prefazione di Arcangelo Ghisleri. Introduzione, note, bibliografia, Roma, 1920.
C. Мокульский

Другие люди и понятия:

Мадригал

МадригалМАДРИГАЛ [от итальянского mandra — стадо, или прованс. mandre — пастух] — первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной "сельской жизни", обычно эротического содержания;… Полная информация

Мадху-Судан Датт

Мадху-Судан ДаттМАДХУ-СУДАН ДАТТ Михаил [1824—1873] — бенгальский поэт, один из наиболее ярких идеологов европеизированных слоев бенгальской буржуазной интеллигенции. Сын адвоката и сам по профессии адвокат…. Полная информация

Мажит Давлетбаев

Мажит ДавлетбаевМАЖИТ ДАВЛЕТБАЕВ [1900—] — казакский поэт. Р. в семье городского мещанина. Лит-ую деятельность начал с 1918. Мещанская среда, идеология городской мелкой буржуазии наложили свою печать на творчество… Полная информация