Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Мистраль

МистральМИСТРАЛЬ Фредери [Frederi Mistral, 1830—1914] — провансальский поэт, крупнейший представитель новой провансальской литературы (см.), один из основоположников и вождь провансальского национально-культурного движения фелибрижа (см. "Правансальская литература"). Сын богатого хуторянина, симпатизировавший роялистам, католик, федералист, в эпоху 1848 возлагавший федералистские надежды на республику, а после войны 1870—1871 — патриот французского отечества и с годами все более умеренный регионалист. Мистраль — типичный представитель интересов крупнохозяйского крестьянства Юга.
Творчество М. сложилось в то время, когда промышленность французского Севера начала захватывать южные рынки, разлагая патриархальные, аграрные отношения Юга, разрушая местные промыслы, старый быт и изгоняя провансальский яз. Сельская буржуазия Прованса реагировала на этот процесс. Ее интеллигенция под влиянием нац. движений в Европе предприняла борьбу за охрану провансальского языка, объединение его диалектов и его лит-ое возрождение. Студентом М. изучает историю Прованса и поэзию трубадуров. Из диалектов живого провансальского яз. и из мертвого языка трубадуров, с заимствованиями из французского и итальянского яз. М. с другими новопровансальскими писателями создал лит-ый новопровансальский яз. В 1855 М. с Руманилем стал редактировать "Armana Prouvençau" (Провансальский альманах), во главе которого стоял затем свыше 50 лет.
Главное произведение М. — поэма "Mireio" (Мирейо, 1858), написанная, как и другая известная поэма М. "Calendal", семистишьем из комбинаций александрин и акро силабба, отличающимся исключительной музыкальностью. Сюжет ее — трагическая история "неравной" любви бедного плетенщика Винсена к Мирейо, дочери богатого фермера. Поэма в целом представляет хаотическое переплетение бытовых картин, при этом сильно идеализированных, с романтикой и мистикой, переходящих в необузданную фантастику. Здесь перемешаны Гомер, Вергилий, Данте, Ламартин, трубадуры, жития святых, местные легенды и живые сельские наблюдения. Последние песни превращают "Mireio" в католическую поэму.
Кулацкая направленность поэмы вне всяких сомнений. М. заставляет старика-плетенщика Амброза, отца Винсена, признать органическую неизбежность социального неравенства. Примирения социальных противоречий М. ищет у порога церкви. С особой тщательностью он выписывает патриархальный образ фермера Рамона, в лице к-рого дает "трудовую" апологию крупнокрестьянских хозяйств: достаток — вознагражденный труд. Если М. тем не менее не на стороне спесивого старика Рамона, отвергающего юношу-бедняка, то это свидетельствует лишь о том, что автор ищет опоры против вторжения промышленного капитала в старый аграрный уклад Юга в расширении и укреплении социальной базы "крепкого" хуторского хозяйства привлечением батрачества и мелкопромыслового ремесленничества.
В 1867 вышла поэма М. "Calendal" (Календаль — история бедного рыболова, к-рый спасает принцессу Эстереллу и завоевывает ее любовь). Это — аллегорическая национальная поэма. Эстерелла символизирует исторический Прованс с его легендами и трубадурскими традициями; разбойник Северан — напористый французский промышленный и бюрократический централизм; Календаль — фелибриж. В переводе аллегорий на социальный язык поэма означает требование консолидации сил старинных местных промыслов и ремесл в противовес машинизму и росту промышленного пролетариата, укрепления социальной базы сельской и мелкопромышленной буржуазии Юга. В 1884 Мистраль издал поэму "Nerto" (Нерто), в к-рой воспевает в форме легенды былой союз авиньонского папства и королевского Прованса. В 1897 М. напечатал "Pouèmo dóu Rose" (Поэма о Роне), описывающую, как первый спускающийся по Роне пароход топит старые бурлачьи суда, и отчетливо выявляющую скорбь М. о разрушении надвинувшимся с Севера машинизмом старинного хозяйственного быта и в частности промыслов Юга. К этим произведениям следует прибавить национально-историческую драму "Reino Jano" (Королева Жанна, 1890), лирико-эпические сб. "Isclo d’or" (Золотые острова, 1875), "Oulivado" (Сбор маслин, 1912) и "Tresour dóu Felibrije" (Сокровищница фелибрижа, 1878—1886 — словарь провансальского языка).

 Библиография:  II. Соловьев С. В., Очерки из истории новой французской и провансальской литературы, СПБ, 1914, гл. VI: Фредерик Мистраль; Paris G., Penseurs et poètes, P., 1896; Welter N., Frederic Mistral, der Dichter der Provence, Marburg, 1899; Koschwitz E., Mireio, Marburg, 1900; Vincent I., Frédéric Mistral, P., 1918; Ripert Em., La versification de Frédéric Mistral, Aix, 1918; Его же, Éloge de Frédéric Mistral, Marseille, 1920; Lassere P., Frédéric Mistral, poète, moraliste, citoyen, P., 1918 (1930); Jean Desthieux F., Frédéric Mistral, son œuvre, P., 1922; Thibaudet A., Mistral, P., 1930.
III. Lefèvre Ed., Bibliographie mistralienne, Marseille, 1909; Boissy E., Le secret de Mistral, P., 1933.
Ал. Дробинский

Другие люди и понятия:

Митрофанов

МитрофановМИТРОФАНОВ Александр Георгиевич [1901—] — современный писатель. Сын рабочего; с 15 лет стал работать в типографии брошировщиком. Коммунист. Повесть "Июнь — июль" выдвинула М. как… Полная информация

Митхат

МитхатМИТХАТ Ахмет [1844—1915] — турецкий писатель. Родом черкес. Учился во Франции. Вернувшись, проявил себя ярым политическим противником султанского режима и был сослан в Родос, где издал под… Полная информация

Мифология

МифологияМИФОЛОГИЯ. Содержание понятия [347]. Происхождение М. [348]. Специфика М. [355]. История науки о мифах [363]. Библиография [370]. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. — М. — входящая в систему религии… Полная информация