Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Монтаж литературный

Монтаж литературныйМОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ [montage — по-французски "сборка", "подбор"] — сборник хрестоматийного типа, тематически объединенный одним стержнем. От других типов сборника М. л. отличается своей установкой на показ того лица или события, которое взято тематически стержнем М. л. Отсюда и использование для обозначения сборников этого типа термина "монтаж", возникшего в кинотехнике и обозначающего соединение — в наиболее эффектной последовательности — отдельных заснятых моментов ("кадров").
Монтироваться может весьма разнообразный и часто разнородный материал: мемуары, официальные документы, автобиографические записи, произведения самих писателей, отзывы критиков, отрывки из исследований и пр. Иногда М. л. осложняется аппаратом примечаний, вводных и заключительных статей, хронологической канвой, вспомогательными ключами и т. п. В этой историко-литературной своей части М. л. иногда может представлять известную ценность. Документализм историко-литературного М. нисколько не снимает субъективности в освещении поставленной проблемы, освещении жизни писателя. Литературный же материал М. л., соединяя вырванные из контекста отрывки, художественно не претворенные, представляет обычно весьма спорную научную и художественную ценность. Преувеличенное значение М. л., составленному из отрывков художественного текста, придавали формалисты-лефовцы. Эта неверная точка зрения основывалась на деидеологизации искусства, на понимании лит-ры как фактографии. См. "Антология", "Сборник", "Хрестоматия".

 Библиография:  I. Образцы М. л.: Ашукин Н., Живой Пушкин, М., 1926; Вересаев В. В., Пушкин в жизни, вып. I—IV, М., 1926—1927 (переиздавалось несколько раз); Его же, Гоголь в жизни, М., 1933; Фейдер В., А. П. Чехов, Л., 1928; Гроссман Л. П., Достоевский на жизненном пути, Москва, 1928; Апостолов Н. Н., Живой Толстой, Москва, 1928; Островский А. Г., Тургенев в записях современников, Л., 1929; Его же, Молодой Толстой в записях современников, Л., 1929; Щеголев П. Е., Книга о Лермонтове, 2 тт., Л., 1929; Ашукин Н., Валерий Брюсов, М., 1929; Иссерлин Е. М. и Хмельницкая Т. Ю., Н. А. Некрасов, Л., 1930.
II. О монтаже как жанре: Аронсон М. и Рейснер С., Литературные кружки и салоны, Л., 1929; Рейсер С. М., Жанр и лит-ра; Иссерлин Е. М. и Хмельницкая Т. Ю. (в монтаже о Некрасове); Гуковский Г. А., Шкловский как историк литературы, "Звезда", 1930, № 1, гл. II; Немеровская О., Рецензия на монтажи Апостолова и Островского, "Звезда", 1929, № 1; Сергиевский И., Рецензия на монтаж Островского о Толстом, "Новый мир", 1929, № 1.
П. Берков

Другие люди и понятия:

Монтале

МонталеМОНТАЛЕ Эудженио [Eugenio Montale, 1896—] — современный итальянский поэт. Р. в Генуе. Стихи Монтале собраны в сб. "Ossi di seppia" (Кости каракатицы, 1925, изд. 2-е, 1928). М. — типичный представитель той части… Полная информация

Монтано

МонтаноМОНТАНО Лоренцо [Lorenzo Montano] — псевдоним современного итальянского писателя Данило Лебрехт (Danilo Lebrecht). Р. в Вероне. Дебютировал книгой стихов "Discordanze" (Разлад, 1915), за к-рой последовали… Полная информация

Монт, де

Монт, деМОНТ Поль, де [Pol de Mont, 1857—] — фламандский поэт, пользовавшийся известностью особенно в 80—90-х годах. Учился в Льежском университете, где вместе с А. Роденбахом стал одним из организаторов и… Полная информация