Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Монтэнь

МонтэньМОНТЭНЬ Мишель [Michel Eyquem, seigneur de Montaigne, 1533—1592] — знаменитый французский писатель-гуманист. Происходя из семьи одворянившихся бордоских купцов, М. наследовал должность отца в палате сборов [1554], а после ее упразднения стал членом Бордоского парламента [1557]. В 1570 перешел из "дворянства мантии" в "дворянство шпаги". Несмотря однако на кипевшую во Франции гражданскую войну, М. так и не извлек своей "шпаги" из ножен, а мирно прожил 9 лет в своем поместьи, окруженный книгами. Итогом его занятий явились первые две книги "Опытов" (Essais, Бордо, 1580). В 1580—1581 М. путешествовал по Германии, Швейцарии и Италии. В 1581 был избран мэром Бордо, в 1583 — переизбран вторично. За время своей 4-летней магистратуры М. играл видную роль в политической жизни Южной Франции, к-рая была центром кальвинистского антимонархического движения.
Несмотря на свое уменье лавировать между враждебными станами, М. был в 1588 ненадолго посажен в Бастилию вожаками "Святой лиги" (католическая феодальная партия, которой руководил испанский король Филипп II). В Париже Монтэнь выпустил первое полное издание "Опытов" [1588] — свода разнообразнейших размышлений по вопросам философии, истории, политики, религии, морали, естественных наук и т. д.
Хотя М. стыдился своего буржуазного происхождения и кичился недавно приобретенным дворянским званием, тем не менее объективно он был самым ярким выразителем мировоззрения поднимающейся французской буржуазии конца XVI в. Горячее жизнелюбие и оптимизм, любовь к античности, страстная жажда знания, стремление познать действительность во всех ее проявлениях — все эти черты раннего буржуазного мышления, характерные для гуманистов (см.), налицо в "Опытах". Сюда присоединяется крайняя независимость суждений М. — черта, характерная для авангарда поднимающегося класса, — стремление вскрыть причины и корни ходячих заблуждений и предрассудков. Грандиозная ревизия накопленного человечеством культурного багажа и является основной задачей "Опытов". Религиозно-гражданские войны конца XVI в., подрывавшие производительные силы страны, грозившие гибелью всем культурным завоеваниям Ренессанса, заставили гуманистов отказаться от боевого наступления на феодально-монашескую культуру, характерного напр. для Рабле (см.), и перейти к тактике обороны и критического пересмотра накопленных культурных ценностей. Метод этого пересмотра у М. — метод эмпирического наблюдения и скрупулезного анализа внешнего мира и собственной личности — вытекает из его позитивного буржуазного мышления, чуждого традиционной метафизике. Сложнейшие перипетии классовой борьбы его эпохи, в процессе к-рой феодальные реакционные элементы то и дело смыкались с отсталыми группами буржуазии и выступали под знаменами буржуазного кальвинизма, внушали Монтэню мысли о непрочности человеческих воззрений, слабости разума, обманчивости чувств, недостоверности знания. Но в условиях своего времени, когда твердыни феодально-церковной идеологии еще были далеки от падения, направленный против всякой метафизики скептицизм Монтэня идеологически подрывал феодально-церковную культуру с ее потусторонней истиной и утверждал культуру буржуазную с ее земными, позитивными нормами. Сочетая в себе элементы эпикурейства и стоицизма, мировоззрение М. в принципе враждебно христианству. Правда, вследствие незрелости сознания своего класса М. скатывался подчас к релятивизму в вопросах права и морали, отдавая дань той растерянности, которая овладела его классом перед лицом феодальной реакции, но все же в основном деятельность М. сыграла разрушительную в отношении феодальных устоев, действенно-прогрессивную роль. В этом — своеобразие его скептицизма, глубоко отличающее его от скептиков эпохи буржуазного загнивания, так часто прикрывающихся его именем.
Противоречивая и во многом непоследовательная система воззрений М. находит необычайно яркое выражение в его писательской манере. Для изложения своих мыслей М. создал особую форму фрагментно-мозаичных записей, произвольных по объему, абсолютно свободных в выборе и размещении материала, целиком подчиненных капризному ходу его мыслей. Игривая, легкая и изящная манера письма М. напоминает непринужденную беседу с читателем на разнообразные, подчас очень серьезные и глубокие темы. Эта беседа оживляется небольшими рассказами, анекдотами, историческими воспоминаниями, цитатами из древних и новых (преимущественно итальянских) писателей. Создавая такую форму, Монтэнь отмежевывается от старой, схоластической, педантической трактовки научных вопросов и закладывает основу новой буржуазно-светской манеры, отмеченной характерным для буржуазной психики индивидуализмом. Громадный успех "Опытов" и многочисленные подражания им во Франции и за ее пределами способствовали канонизации созданного М. жанра эссе (см.), к-рый, не имея определенных законов композиции, стал излюбленной формой свободной трактовки любых тем общего характера и подготовил почву для возникновения новейшего фельетона (см.).
Роль М. в истории французской лит-ры громадна. Последний гуманист, он прокладывает путь классической лит-ре XVII в., отразившей следующую ступень в развитии буржуазного мышления (см. "Классицизм"). Не говоря уже о таком общем мировоззренческом принципе классицизма, как рационализм, даже воззрения классиков на лит-ый язык и стиль предвосхищены М.
Не менее обширно было и влияние М. за границей. В Англии по стопам М. шел Френсис Бэкон, основатель буржуазной эмпирической философии, воспринявший у М. также его жанр эссе (ср. "Опыты политики и морали" Бэкона, 1597). Наряду с Бэконом влияние М. испытал также Шекспир, который вложил многие его мысли в уста Гамлета (о различиях в скептицизме Гамлета и М. см. "Гамлет") и позаимствовал из главы о каннибалах ("Опыты", кн. I, гл. XXX) материалы для куплетов Гонзало в "Буре" (д. II, сц. I). Весьма широкое влияние оказал М. также в Германии, Италии, Испании. Его признавали своим духовным предком Гёте, который был ближе к подлинному М. в свой бурный антифеодальный период, почерпая в нем аргументы против юнкерско-абсолютистского режима, и Ницше, в восприятии которого скептицизм М. получил иную классово-идеологическую направленность (см. "Ницше").

 Библиография:  I. Русские переводы: Опыты Михайлы Монтаниевы, перевод Сергея Волчкова, П., 1762 (небольшая часть подлинника); Опыты, перев. В. П. Глебовой, "Пантеон литературы", 1891, №№ 3, 6, 1892, №№ 2, 3, 9—12; Рабле и Монтэнь, Мысли о воспитании и обучении, М., 1896. В оригинале лучшие издания: Leclerc V., 3 vv., 1826—1828; Garnier, 4 vv., 1865—1866; Exemplaire de la Bibl. Municipale de Bordeaux, publ. p. Strowski, Gébelin et Villey, 4 vv., Bordeaux, 1906—1920; P. Villey, 1922—1923; "Journal de Voyage en Italie", éd. crit. par Lautrey, P., 1900; Lettres inédites, publ. p. Feuillet de Conches, 1863.
II. Л-кий (Лучицкий) И., Очерк развития скептической мысли во Франции, "Знание", СПБ, 1873, № 11; Лансон Г., История французской литературы, т. I, М., 1896; Мережковский Д. С., Вечные спутники, изд. 3-е, СПБ, 1907; Сперанский В. Н., Общественная роль философии, т. I, 1913; Шкловский В., Фельетон и эссе, сб. статей "Фельетон", изд. "Academia", Л., 1927; Stapfer P., Montaigne, Paris, 1905; Faguet E., XVI siècle, P., 1893; Guizot G., Montaigne, études et fragments, 1899; Strowski F., Montaigne, P., 1906; Villey F., Les sources et l’évolution des essais de Montaigne, P., 1908.
III. Lanson G., Manuel bibliographique de la littérature française moderne, P., 1925.
С. Мокульский

Другие люди и понятия:

Мопассан, де

Мопассан, деМОПАССАН Ги, де [Henri René Albert Guy de Maupassant, 1850—1893] — французский писатель. По отцу происходил из дворянского рода, а по матери — из высшей нормандской буржуазии. Детство М. провел в живописном… Полная информация

Мор

МорМОР Томас [Sir Thomas More, 1478—1535] — первый социалист-утопист, писатель и выдающийся государственный деятель Англии. Р. в Лондоне, в среднедворянской семье, тесно связанной с буржуазными кругами…. Полная информация

Мора

МораМОРА (латинск.), или протос хронос (греческ.) — единица отсчета времени в стихе у античных теоретиков метрики. За М. принимается время, потребное для произнесения краткого слога /U/, а длительность… Полная информация