Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Моралитэ

МоралитэМОРАЛИТЭ [французское — moralité] — в первоначальном употреблении этого слова всякое дидактическое произведение на поучительную или философскую тему, обычно в стихотворной форме; отсюда — в более позднем словоупотреблении — дидактическая или дидактико-аллегорическая малая драматическая форма, обособляющаяся во Франции и Англии в самостоятельный жанр в XIV—XV вв. и исчезающая в середине XVI в.
Тематика и художественный метод М. весьма разнообразны, частично соприкасаясь с другими малыми формами средневековой драмы — с фарсом и соти, с одной стороны, и с мираклем — с другой (полемические М. и сатирические М. с комической тематикой и "исторические" М. с бытовой и легендарной тематикой). Но основной фонд жанра образуют поучительные М. с аллегорическими и частью бытовыми фигурами (англ. М. Nigromancer вводит напр. фигуру нотариуса), трактующие темы религиозного, этического или практически-морального характера. Так, французская М. "Bien avisé, mal avisé" развивает противопоставление пути добродетельного, ведущего в рай, и пути порочного, ведущего в ад; ту же тему варьируют "L’homme juste et l’homme mondain" и "L’homme pécheur". Тема скупости обсуждается в М. "Charité", тема словоблудия — в М. "Des blasphémateurs", тема расточительности и излишеств — в "Condamnation des banquets". Очень много внимания уделяет французская М. семейным отношениям ("Des enfants de maintenant", "L’enfant ingrat" и др.). В английской М. наряду с проблемами этики ("The Castle of Perseverance", "Mankind", "Mind, Will and Understanding") дебатируются в эпоху Реформации догматы протестантизма и католичества ("Every Man", "Lusty Juventus", "The Conflict of Conscience" и др.).
Обычное у медиэвистов (L. Petit de Juleville, G. Paris) определение М. по формальным признакам (дидактизм, аллегоризм, использование олицетворений отвлеченных понятий в качестве действующих лиц, подчеркнутая фиктивность фабулы) дает лишь внешнюю характеристику жанра, смазывая классовость М. Между тем в мнимо-абстрактном и "общечеловеческом" морализировании М. нетрудно вскрыть связь с совершенно реальной социальной практикой класса, выдвинувшего это дидактико-аллегорическое действо в качестве орудия защиты и нападения. Направляя острие свое против сословных преград и тирании "сильных мира сего" (франц. М. о дочери крепостного, пытающейся самоубийством защитить свою честь от покушений распутного сеньора), протестуя против несправедливости сословного суда и выдвигая в качестве носителя равенства "добродетельного монарха" (франц. М. о праведном императоре, собственноручно покаравшем насильника-принца, к-рого побоялись осудить неправедные судьи), тяготея к "трогательной" и "потрясающей" тематике, предвосхищающей порой тематику "мещанской трагедии", пропагандируя практическую мораль умеренности, бережливости, семейственности (перечисленные выше М. на семейные темы) как абсолютный закон добродетели, противопоставленный распутной расточительности дворянства, М. раскрывается как жанр существенно-буржуазный на том раннем этапе существования торговой буржуазии, когда она выступает с первыми еще слабыми попытками утвердить свое бытие и господство в обществе, используя в этих целях политическую систему абсолютной монархии.
Классовость М. с не меньшей четкостью вскрывается в истории жанра; в этом отношении равно показателен и расцвет М. во Франции и Англии — странах с передовой экономикой и сравнительно мощной торгово-промышленной буржуазией, — и отзывчивость М. на политическую тематику, ее использование буржуазией как одного из наиболее боевых жанров в своей религиозно-политической полемике, и исчезновение М. в момент усвоения буржуазией новых лит-ых форм, выдвигаемых ее классом-антагонистом (придворной аристократией), — классической трагедии (см. "Классицизм", "Драма классическая"). Углубленный социологический анализ М. (как и всей драмы средневековья) пока еще не осуществлен в медиэвистике.

 Библиография:  I. Le Roux de Lincy et Fr. Michel, Recueil de Farces, Soties et Moralités du XV s., P., 4 vv., 1837; Bibliophile P. L. Jacob, Recueil de Farces, Soties et Moralités du XV s., P., 2 éd., 1876; Mabille E., Choix de Farces, Soties et Moralités des XV et XVI s., Nice, 1873; Dodsley, Collection of old English Plays, L., 1874; Fournier Ed., Le théâtre français avant la Renaissance, P., 1872; Bates K. L., Das englische religiöse Drama, 1893.
R. S.

Другие люди и понятия:

Моран

МоранМОРАН Поль [Paul Morand, 1888—] — французский писатель. Дипломат по профессии, много путешествовал. Написал серию книг, новелл и романов, под общим заголовком "Хроники XX века". Первые серии —… Полная информация

Моратин Л.-Ф., де

Моратин Л.-Ф., деМОРАТИН Леандро Фернандес, де [Leandro Fernandez de Moratin, 1760—1828] — сын Николаса Моратина, крупнейший испанский драматург конца XVIII — начала XIX вв. и первый представитель испанской буржуазной драматургии…. Полная информация

Моратин Н.-Ф., де

Моратин Н.-Ф., деМОРАТИН Николас Фернандес, де [Nicolas Fernandez de Moratin, 1737—1780] — испанский поэт XVIII в., к-рый на фоне лит-ого безвременья возродил старинную поэзию романсов ("Don Sanchoen Zamora", "Empresa de mier Jacques",… Полная информация