Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

‘Московский телеграф’

'Московский телеграф'"МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ" — буржуазно-прогрессивный журнал, издававшийся в 1825—1834 Н. А. Полевым (см.). В первые годы существования [до 1829] был под сильным влиянием умеренно-либерального дворянства, что обусловливалось слабостью буржуазной литературы, с одной стороны, и недостаточно наметившимся различием интересов этих классов — с другой. Участниками отделов "изящной словесности" были Пушкин, Жуковский, Баратынский, бар. Розен и др., руководителем отдела критики и автором очень многих статей — князь Вяземский. В остальных отделах журнал защищал однако буржуазные воззрения.
Научный отдел, чрезвычайно серьезно и многосторонне развернутый, давал ряд большей частью переводимых из иностранных журналов статей буржуазных идеологов по вопросам политической экономии (Сей, Сисмонди и т. д.), по истории (Гизо, Мишле и др.), по истории фаб.-зав. промышленности, по вопросам финансов, торгово-промышленной колонизации окраин и завоеванных областей (Сибирь, Кавказ, Ср. Азия), просвещения и т. п. Пропаганда развития отечественной промышленности простиралась до того, что в журнал вклеивались образчики русского производства (лоскутья тканей).
В первые же годы существования "М. т." против него завязалась ожесточенная борьба. Журналы крепостнического дворянства были возмущены новаторством "М. т.", его ниспровержением классических авторитетов, в к-ром они правильно угадывали борьбу со всей феодальной системой. Борьба с "М. т." обострилась с разрывом между бр. Полевыми и дворянской частью сотрудников журнала, обусловленным резким проведением Полевыми буржуазной линии, с одной стороны, и поправением дворянства в 30-х гг. — с другой. Толчком к разрыву послужил ряд критических статей в "М. т." 1829 о представителях дворянской лит-ры, в особенности статья Н. Полевого о Карамзине. Недавние светские "друзья" рвут с Полевым и в созданном ими органе "Лит-ая газета" (см.) обрушиваются на "М. т." со всей силой аристократического презрения, не гнушаясь в этой борьбе прозрачными намеками в печати на политическую "неблагонадежность" Полевого (Пушкин). Разрыв с "друзьями" и борьба с ними содействуют выпрямлению линии журнала. Художественный отдел помимо представителей либерально-дворянской лит-ры собирает виднейших буржуазных писателей той поры (Полевой, Лажечников, Вельтман, Павлов и др.). По отношению к иностранной лит-ре линия остается прежней — ознакомление публики с выдающимися писателями-романтиками Запада (Скотт, Шиллер, Гофман, Мюссе, Гюго, Бальзак). Несколько только расширяется ознакомление с произведениями французского буржуазного романтизма.
В области критики усиливается борьба с классицизмом и его наследием в современной дворянской лит-ре, причем в отличие от первых лет существования "М. т." резко и сознательно подчеркивается связанность классицизма с феодальной системой, приверженность к нему аристократической верхушки и чуждость его "народу". Романтизм противопоставляется классицизму как течение "народное", выявляющее "национальную самобытность" в противовес оторванности классицизма от "народа". Это антифеодальное понимание романтизма последовательно и неуклонно проводится в критических статьях "М. т.".
Современная барская так наз. романтическая лит-ра обвиняется "М. т." в убожестве и холодности мыслей и чувств, в нарочитой изысканности, в псевдонародности и т. д. Несмотря на реформистский характер антифеодальной деятельности "М. т." и неоднократные выражения в "М. т." верноподданнических чувств, характерных для русской буржуазии, журнал Полевого вызывал к себе подозрительное отношение со стороны правительства. Последнее усиливалось постоянными нападками в печати на "неблагонамеренность" "М. т.", обвинениями его в "якобинстве". В марте 1834 за помещение отрицательного отзыва о квасно-патриотической пьесе Кукольника "Рука всевышнего отечество спасла", одобренной самим Николаем I, "М. т." был закрыт и больше не возобновлялся.

 Библиография:  Бенардаки Н. и Богушевич Ю., Указатель статей серьезного содержания, помещенных в русских журналах прежних лет, СПБ, 1858, вып. V — "Московский телеграф", 1825—1834; Сухомлинов М. И., Н. А. Полевой и его журнал "Московский телеграф", "Исторический вестник", 1886, III; Козьмин Н. К., "Московский телеграф", Иностранная журналистика и литература, "Изв. Отд. русск. яз. и слов. Акад. наук", т. V, СПБ, 1900, кн. I; Его же, Очерки из истории русского романтизма. Н. А. Полевой как выразитель литературных направлений современной ему эпохи, СПБ, 1903; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, П., 1924; Ее же, То же, ч. 1, Соцэкгиз, М. — Л., 1931. См. также библиографию к ст. "Полевые".
Д. Бернштейн

Другие люди и понятия:

Мотив

МотивМОТИВ [от латинского moveo — "двигаю"] — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в… Полная информация

Мотивировка

МотивировкаМОТИВИРОВКА — способ обоснования вводимых в повествование тех или иных мотивов (см.), например новых образов, действий, перипетий фабулы. Анализ М. широко применялся сравнительно-историческим… Полная информация

Моттрам

МоттрамМОТТРАМ Ральф Хэйл [Ralph Hale Mottram, 1883—] — современный английский писатель. По профессии экономист. Писатель крупной английской буржуазии эпохи империализма, М. примыкает к тому стилю, крупнейшим… Полная информация