Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Музы

МузыМУЗЫ — божества греческой религии, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение. В основе представлений о М. лежат верования хтонической религии, видевшей источник всякого вдохновения и таинственного знания в подземных и водных силах. М. мыслятся в тесной связи с горными ключами, будь то в Пиерии (отсюда эпитет — Пиериды) или в Беотии, на Геликоне, где находятся источники Гиппокрена и Аганиппа, у реки Пермесса (впоследствии и на Парнасе с источником Касталией). Они представляют собой фигуры, родственные нимфам. Как олицетворение поэтического и музыкального вдохновения, которое отождествлялось с пророческим вдохновением, М. первоначально представлялись единым божеством ("Илиада" и "Одиссея" открываются традиционным обращением к М. как таковой). Впоследствии число их было доведено до трех, а потом до девяти. Для эпического поэта М. является источником его "знания" о воспеваемых им событиях; от М. он получает дар песнопения. В "Теогонии" Гезиода М. являются дочерьми Зевса и Мнемозины ("Памяти" — олицетворения воспоминаний о прошлом как основном предмете поэтической саги). Религия Аполлона (см.) также вводит М. в свой круг. Аполлон становится "предводителем" М. (Мусагет). М. являлись также покровительницами знания: Геродот озаглавил свой исторический труд "М." и разделил его на 9 книг, присвоив каждой наименование одной из М. (как впоследствии Гёте в "Германе и Доротее"). Необразованный человек назывался немусическим (àmusos), и школа была поставлена под покровительство М. Однако в религии и особенно в мифологии роль М. не велика. Представление о М. использовалось гл. обр. поэтами и художниками. В результате потребности изобразительного искусства в индивидуализированном воплощении каждой из девяти М. они были в эллинистическую эпоху диференцированы по отдельным видам искусства словесного, музыкального и хореографического, хотя подобная специализация не была дана традицией и никогда не получила общеобязательного признания. В позднейшей античности с именами М., канонизированными Гезиодом, обычно соединялись следующие представления об их функциях: 1. Каллиопа ("Красиворечивая") — героический эпос; 2. Клио ("Славящая") — история; обе М. изображались со свитком или диптихом (складной дощечкой для писания) в руках; 3. Урания ("Небесная") — астрономия, дидактический эпос, атрибут — глобус; 4. Эвтерпа ("Прекрасноуслаждающая") — музыка, элегическая поэзия, атрибут — флейта; 5. Эрато ("Приятная") — лирика, атрибут — лира; 6. Терпсихора ("Усладительнотанцующая") — хорическая лирика, пляска, атрибут — кифара; 7. Мельпомена ("Пляшущая") — трагедия; 8. Талия ("Цветущая") — комедия, атрибуты — трагическая и комическая маски; 9. Полигимния ("Многопоющая") — пантомима или красноречие; изображалась без определенного атрибута, закутанная в плащ. У римлян М. соответствовали Камены. Антикизирующая лит-ра нового времени охотно пользовалась именами М. и названиями гор и источников, у к-рых М. были локализованы, как поэтическим орнаментом.
И. Троцкий

Другие люди и понятия:

Муйжель

МуйжельМУЙЖЕЛЬ Виктор Васильевич [1880—1924] — русский беллетрист. Р. в Пскове в семье конторщика, получил среднее незаконченное образование, служил писцом в акцизном управлении, затем у земского… Полная информация

Муканов

МукановМУКАНОВ Сабит [1900—] — казакский пролетарский поэт. Р. в семье батрака. До 1917 был батраком. В 1920 вступил в ряды ВКП(б), участвовал в ликвидации кулацких восстаний в Сибири [1921]. В 1922 был инструктором… Полная информация

Мультатули

МультатулиМУЛЬТАТУЛИ (по-русски — многострадальный, псевдоним Эдуарда Доуса Декера) [Eduard Douwes Dekker, 1820—1887] — известный голландский писатель. Сын капитана купеческого судна. В течение 18 лет занимал… Полная информация