Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Мюзам

МюзамМЮЗАМ Эрих [Erich Mühsam, 1879—] — немецкий поэт. Р. в Берлине в семье аптекаря. Путешествовал по Швейцарии, Италии, Франции, вел богемную жизнь. С 1909 обосновывается в Мюнхене, где выступает как сатирик в кабаре и кабачках и как театральный критик.
Во время войны М. вступает в ряды активных антимилитаристов и становится одним из деятельнейших членов группы "Aktion" (см.), что не мешает ему однако выступать в журн. "Каин" со своей отдельной путанно-анархистской программой. Называя себя учеником Кропоткина, Мюзам гл. обр. громит мораль и нравы современного буржуазного общества. Еще до войны Мюзам пишет в своем журнале статьи, направленные против германской соц.-дем.; начав с отрицания оппортунизма соц.-дем., М. приходит к отрицанию марксизма в целом.
В 1919 М. становится активным деятелем Баварской советской республики. Реакция бросает Мюзама в тюрьму (осужден на 15 лет заключения). В 1924 — досрочно освобожден. В эти годы Мюзам — активный революционер, близко стоящий к компартии; в тюрьме он даже объявляет себя коммунистом. Но груз мелкобуржуазного мировоззрения тянет его обратно к анархистским идеям отвлеченной справедливости и свободы, к отрицанию всякого государства, власти и т. д. Выйдя из тюрьмы, М. становится лидером маловлиятельного в Германии анархистского движения. В качестве мелкобуржуазного радикала М. до последнего времени протестует против реакции в Германии, присоединяясь временами к выступлениям компартии.
Первые книги стихотворений М., написанные за период 1898—1913, объединены в сб. "Wüste — Krater — Wolken" [1914]. Значительная часть включенных в сборник стихотворений — вольная жизнь бродяги, кабачного завсегдатая. Это протест деклассированного мещанина против "порядочного общества". Но этот протест ограничивается осуждением буржуазного быта, морали и не идет дальше весьма неопределенных революционных лозунгов. Любопытно, что ультрареволюционная фраза сочетается в сборнике с некоторой привязанностью М. к традиционно-мещанскому быту, с ненавистью к большому городу, любовью к уюту провинциальных городков, "сливающихся с природой". Много также в этих стихотворениях Мюзама мелкомещанской сентиментальности.
С 1918 революционные мотивы в стихотворениях М. становятся более решительными. От пацифистского отрицания насилия он уже переходит к оправданию революционного насилия. Опыт баварской революции показал М., что революция невозможна без подлинной борьбы. В тюрьме он пишет исполненные бодрости и пафоса борьбы стихотворения. Здесь же написана драма "Иуда", в которой ставится проблема насилия во время революции.
Революционные стихи М. собраны в сб. "Die brennende Erde" (Земля в огне, 1920) и "Alarm" (Тревога, 1925).
Перу М. принадлежит ряд революционно-сатирических стихотворений. Ненавистью к оппортунизму продиктовано его известное стихотворение "Der Revoluzner", в к-ром поэт издевается над трусостью соц.-дем. Из других сатирических стихотворений, высмеивающих буржуазную тупость, выделяется "Песня интеллигентов" (Gesang der Intellektuellen), в которой М. бичует интеллигентскую беспринципность и скрытую за показным благородством мелочность.
Но несмотря на критику буржуазного общества, а также свою службу революции в 1919 в Баварии, М. как мелкобуржуазный революционер не решается стать на путь революционного марксизма и коммунистической партии. Литературно-политическая позиция М. до настоящего времени остается неопределенной. Буржуазия относится к М. как к революционеру. Буржуазный Всегерманский союз при "чистке" революционных писателей выкинул и Мюзама. Но сам М. не делает никаких шагов к сближению с союзом пролетписателей. Эта неопределенность выражена в одном из стихотворений Мюзама, в к-ром говорится: "Я странник, к-рый цели не знает, к-рый видит огонь, но не знает, где он горит".

 Библиография:  I. На русск. яз. перев.: Земля в огне, перев. А. Жарова и С. Малахова, изд. ЦК МОПР, М., 1925; Призыв, Избранные стихи и рассказы, предисл. Б. Гиммельфарба, перев. В. Василенко и В. В. Гиммельфарба, изд. "Огонек", М., 1925; Der Hochstapler, Drama, 1906; Die Freivermählten, Drama, 1914; Revolution, Kampf-Marsch und Spottlieder, 1925; Erich Mühsam Sammlung, 1898—1928, Berlin, 1928; Unpolitische Erinnerungen, 1931.
А. Запровская