Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Мерике

МерикеМЕРИКЕ Эдуард Фридрих [Eduard Friedrich Mörike, 1804—1875] — немецкий поэт и писатель. Р. в Людвигсбурге в семье врача, находившегося на государственной службе. Дед М. был гофмедиком при герцогском дворе. М. до 1843 был сельским пастором, позднее [1851—1866] — преподавателем лит-ры при пансионе "благородных девиц" в Штуттгарте. Первый сборник стихов М. вышел в 1838.
М. входит в число поэтов швабской школы, в творчестве к-рой выражена идеология консервативно-патриархальных слоев провинциального мещанства отсталого земледельческого юга Германии, враждебная буржуазии индустриализировавшегося севера (борьба с идеями "Молодой Германии"). Поэзия М. — выходца из служилой интеллигенции, крепко связанной с феодальным государством, — насыщена мотивами спокойной и сытой жизнерадостности. Современник Гейне и "Молодой Германии", переживший революцию 1848 и доживший до Парижской коммуны, он в качестве основного жанра в стихах и в прозе культивирует созерцательную деревенскую идиллию, противопоставляя ее активно-политическим жанрам (фельетону, новелле, путешествию, Zeitroman’у), отражающим эпоху поднимающейся городской буржуазии, и чуждается каких бы то ни было общественных тем. Наибольшее значение для немецкой лит-ры имеет лирика М. Сентиментально-нежная по краскам, она весьма небогата содержанием и не выходит из сферы очень несложных мотивов любви, наслаждения природой и т. п. интимных переживаний личности, замкнутой в узкий круг патриархально-бюргерского благополучия. На лирике М. заметно влияние произведений Гёте, относящихся к периоду его примирения с юнкерско-княжеской Германией. Характерна для М. буколическая трактовка крестьянства, в жизни к-рого он игнорирует не только классовую борьбу, но и какие бы то ни было социальные проблемы, извлекая из его быта только любовные эпизоды и благодушно-веселые приключения (см. его известную "Idylle vom Bodensee", написанную не без влияния "Германа и Доротеи" Гёте). Эта развлекательная буколичность придает творчеству М. своеобразное сходство со стилем рококо.
Из рассказов и сказок М. наиболее популярна повесть "Mozart auf der Reise nach Prag" (Моцарт на пути в Прагу, 1856, русск. перев., изд. "Academia") — идиллия, где М. с любовной детальностью повествует о счастливом дне, неожиданно проведенном Моцартом по дороге в Прагу в замке гостеприимного графа. Не случайна здесь поэтизация меценатства: идея смычки художественной интеллигенции с "высшим" феодально-светским обществом проходит и в единственном романе М. "Maler Nolten", начатом им в молодости и потом переработанном на склоне жизни.
М. отдал дань запоздалым влияниям романтизма [фантастическая трагедия "Der letzte König von Orplid" (Последний король Орплида), вставленная в роман "Maler Nolten", конструкция самого романа, относящегося к числу "романов рока", и т. д.]. Однако чаще фантастика у М. носит не мрачно-мечтательный, а жизнерадостно-языческий характер. Это — фантастика веселой сказки. Такова в особенности пьеса "Die Regenbrüder" [1839], в муз. обработке Игнаца Лахнера превращенная в оперу. Веселая трактовка фантастической темы на буколическом фоне доходит здесь при куплетной легкости стиха до водевильно-опереточного тона. В таком же духе интерпретирует М. и христианскую легенду ("Erzengel Michaels Feder" — "Перо архангела Михаила"). М. оставил также ряд переводов, гл. обр. Феокрита и Анакреонта.
Успех творчества М. в Германии тесно связан с реакцией, последовавшей за революцией 1848. Поэт второстепенной значимости, он был переоценен и превознесен (именно за свою спокойную "гармоничность") особенно воинствующей национал-шовинистической критикой эпохи империализма (Bartels, Goedeke, Treitschke), противопоставлявшей М. еврею Гейне как второго после Гёте "подлинно-национального поэта".

 Библиография:  I. Mörike’s sämtliche Werke in sechs Bänden, Lpz., 1905; Briefe, veröffentlich von Fischer und Krauss, 2 B-de, Berlin, 1904.
II. Krauss R., Mörike als Gelegenheitsdichter, 1835; Fischer K., Mörikes künstlerisches Schaffen und dichterische Schöpfungen, 1903; Harnack O., Aufsätze und Vorträge, Tübingen, 1911; Merbach P. A., Eduard Mörike, Bielefeld, 1925.
Л. К.

Другие люди и понятия:

Мериме

МеримеМЕРИМЕ Проспер [Prosper Mérimée, 1803—1870] — французский писатель. Выходец из мелкобуржуазной среды. Окончил юридический факультет Сорбонны. В 1822 М. знакомится со Стендалем (см.), оказавшим на него… Полная информация

Меринг

МерингМЕРИНГ. I. Биография [206].  II. М. как представитель немецкой соц.-дем. "левой" довоенного времени [207]. III. Литературоведческие труды М. [209]. IV. Эстетика М. [214]. V. Политика М. в области… Полная информация

Меркантини

МеркантиниМЕРКАНТИНИ Луиджи [Luigi Mercantini, 1821—1872] — итальянский поэт эпохи национально-освободительных войн, типичный представитель гражданской лирики Рисорджименто (см. "Итальянская лит-ра"). Р. в… Полная информация