Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Метастазио

МетастазиоМЕТАСТАЗИО Пьетро [Pietro Antonio Domenico Bonaventura Trapassi, detto Metastasio, 1698—1782] — итальянский лирик и драматург, крупнейший поэт Рококо (см.) в Италии. Р. в Риме, в семье мелкого лавочника. Получил законченное классическое образование, изучал юриспруденцию и философию. 14 лет М. сочинил свою первую трагедию "Giustino" [1712]. Серенада "Gli orti Esperidi" (Сады Гесперид, 1721) явилась началом его карьеры. Вслед за нею М. написал оперу "Didone abandonata" (Покинутая Дидона, 1724), к-рая имела громадный успех (на текст "Дидоны" написало музыку 35 композиторов).
В 1730 М., уже знаменитый поэт, был приглашен в Вену ко двору императора Карла VI на должность придворного поэта. Он сочиняет здесь стихи для "театральных празднеств" (feste teatrali), оратории, или "священные действа" (azioni Sacre), серенады и оперы, искусно приспособляясь к вкусам самого императора и придворной знати. Высший расцвет поэтического таланта М. падает на десятилетие 1730—1740. В это время М. проявляет необычайную плодовитость и сочиняет свои лучшие музыкальные драмы: "Adriano in Siria" (Адриан в Сирии, 1731), "Demetrio" [1731], "Issipile" [1732], "Olimpiade" [1732], "Demofoonte" [1733], "La clemenza di Tito" (Титово милосердие, 1734), "Achille in Sciro" (Ахилл в Скиросе, 1736), "Ciro" (Кир, 1736), "Temistocle" [1736], "Zenobia" [1740], "Attilio Regolo" [1740]. Все эти оперы имели громадный успех как в Вене, так и всюду вообще, где существовала итальянская опера. После "Ruggiero" [1771] М. прекращает писать для театра и посвящает последние годы жизни теоретическому истолкованию своей драматургической практики на основе поэтики Аристотеля и Горация (трактат "Estratto dell’arte pòeticà d’Aristotele", напеч. в 1782).
Слава М. была почти беспримерна. Им восторгались как дворянская, так и буржуазно-мещанская аудитории. Вольтер ставит его выше Корнеля и Расина; Руссо говорит о нем как о "единственном гении". Причина подобного исключительного признания в том, что творчество М., буржуазно-демократическое в своей основе, имело в себе стороны, делавшие его привлекательным и для дворянства XVIII века. Гедонистические настроения, характерные для придворно-дворянской аристократии XVIII века, смыкались с такими же настроениями аристократизировавшейся буржуазии. Выраженные М. с изысканной простотой, ясным и прозрачным слогом, в легких стихах, конкурирующих своей музыкальностью с сопровождавшей их музыкой, они делали М. любимцем придворной знати. Поскольку же все это было проникнуто чисто мещанской чувствительностью и простотой, М. выступал в качестве представителя итальянской буржуазии первой половины XVIII в., еще бывшей в значительной мере "классом в себе", легко впитывавшей в себя влияния, шедшие от дворянской культуры, и даже нередко видевшей свою задачу в обслуживании господствующего класса.
Значение Метастазио для истории литературы в том, что он вслед за Дзено сделал попытку превратить оперное либретто в самостоятельный лит-ый жанр, рассчитанный на музыкальное сопровождение, наподобие античной трагедии. Попытка М. удалась вполне. Представляя собой идеальное оперное либретто, его драмы имеют и самостоятельный интерес и неоднократно исполнялись без музыки в драматических театрах.
Своей музыкальной драме М. сообщил пропорции классической трагедии. Он усваивает сравнительную простоту фабулы последней, величавый тон и — главное — излюбленный классиками (особенно Корнелем) конфликт между любовью и долгом с конечным торжеством нравственной силы над страстью. Так написаны лучшие "героические" оперы М. ("Титово милосердие", "Катон в Утике" и др.), которых меньшинство. То же относится и к ораториям М. ("Morte d’Abele", "Gioas re di Giuda" и др.), представлявшим разновидность его музыкальных драм и проникнутым теми же аристократическими условностями. В большинстве же его "сентиментальных" опер ("Покинутая Дидона", "Ипсипила" и др.) Метастазио приближается скорее к стилю сентиментальной мещанской драмы.
М. был последним крупным представителем жанра музыкальной драмы. После него поэтический элемент снова отступает в опере на второе место, драматург превращается в либреттиста-ремесленника (см. "Опера"). Грандиозный успех Метастазио вызвал обильные переводы и подражания ему во всех странах. В России почти все оперы М. исполнялись как на итальянском, так и на русском яз. "Титово милосердие" и "Фемистокл" были переведены Г. Р. Державиным, кроме того "Титово милосердие" было переделано Я. Б. Княжниным в "самостоятельную" трагедию.

 Библиография:  I. Из многочисленных собр. сочин. Метастазио лучшие — парижское, 1755 (12 тт.), туринское, 1757 (14 тт.) и особенно изд. Pezzana, посвященное Марии Антуанетте, 1780—1782 (12 тт.); Посмертные сочин. (Opere postume) изданы графом d’Ayala, 3 тт., Вена, 1795; Переписку Метастазио — Lettere disperse ed inedite — издали Carducci G., Bologna, 1883, и Antona Traversi C., Roma, 1886. Критич. собр. сочин. Метастазио не существует. На русск. яз. перев. 17 драм Метастазио в изд. XVIII в.
II. Овэтт А., История итальянской литературы, СПБ, 1908, и Гиз, М., 1923; Hiller A., Über Metastasio und seine Werke, Lpz., 1786; Burney, Memoirs of the Life and Writings of the Abats Metastasio, Lpz., 1796; Stendhal, Vies de Haydn, de Mozart et de Metastasio, 1814 (несколько переизд.); Arcari P., L’arte poetica di Metastasio, Milano, 1902; Ernesto P. e Leonardi M., Il melodrama del Metastasio, Napoli, 1909; Russo L., Metastasio, 2 ed., Bari, 1921.
III. Перечень драм Метастазио см. в "Справочном словаре о русских писателях и ученых" Г. Н. Геннади, т. II, Берлин, 1880; "Биб-ка для чтения", 1841, т. XLVI; Всеобщая история литературы, под ред. Корша В. Ф. и Кирпичникова А. И., т. III.
С. Мокульский

Другие люди и понятия:

Метафора

МетафораМЕТАФОРА — вид тропа (см.), употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того… Полная информация

Метерлинк

МетерлинкМЕТЕРЛИНК Морис [Maurice Maeterlinck, 1862—] — знаменитый бельгийский писатель, один из крупнейших представителей символизма (см.) в Европе. Поэт эпохи загнивания капитализма, он воплотил в своей поэзии… Полная информация

Метлинский

МетлинскийМЕТЛИНСКИЙ Амвросий Лукьянович [1814—1870] (псевдоним Амвросия Могила) — украинский поэт. Выходец из среды украинского мелкопоместного дворянства. Литературная деятельность М. развивается в… Полная информация