Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Мирбо

МирбоМИРБО Октав [Octave Mirbeau, 1848—1917] — французский писатель. Р. в Тревьере в буржуазной семье, воспитывался в ваннском иезуитском коллеже, развращающее влияние к-рого изобразил впоследствии в романе "Себастьян Рок". Участвовал в Франко-прусской войне, навеявшей ряд страниц в его романе "Calvaire" (Голгофа). Был некоторое время супрефектом в С.-Жироне, но, разочаровавшись в административной деятельности (к-рая дала ему материал для обличительных сцен в "Les vingt et un jours d’un neurastenique" — "Двадцать один день неврастеника"), перешел к публицистике. Основал журн. "Les Grimaces", где объявил войну незаслуженным репутациям, нажил влиятельных врагов и вскоре вынужден был прекратить издание журнала; одно время примыкал к анархистам и сотрудничал в "Révolte", откуда ушел после убийства Карно. Лит-ую славу М. приобрел обличительными романами, в к-рых дает яркую и пеструю галерею сатирических, часто карикатурных, но всегда рельефных портретов современных деятелей. Министр Лейг, "солидарный со всеми кабинетами и в то же время ни с одним из них", бессменный член министерства, из кого бы оно ни состояло: из радикалов, социалистов, оппортунистов, националистов, с готовыми проектами реформ, исключающими друг друга и представляемыми в зависимости от политической физиономии кабинета; генерал Аршинар, предлагающий использовать колониальные народы для особого вида промышленности — дубления человеческой кожи, лучшего материала для обивки комнат, несессеров, перчаток и т. п.; мэр Трегарек, превративший пьяного матроса в холерного больного, "самоотверженно" победивший несуществующую эпидемию, награжденный орденом и самодовольно вспоминающий "о том времени, когда в Кернаке была холера"; провинциальный аббат, при помощи десятины и непосильных поборов "без всякого участия государства" выколотивший из нищенского населения средства на построение храма с "ажурной колокольней" и "золотым крестом" и тягающий последние франки у бедняков, потому что "св. дева по приходским праздникам разгуливает в грязных лохмотьях", — эти и многочисленные другие портреты являются художественной коллекцией документов о жизни и нравах капиталистического общества. Так, "Дневник горничной" (Le journal d’une femme de chambre) — картина морального разложения буржуазии, "Аббат Жюль" вскрывает язвы, разъедающие духовенство, "Сад пыток" — все формы разврата, садизма и других извращений, расцветающих пышными цветами на почве насилия, эксплоатации и праздности, драма "Дурные пастыри" обличает ложных вождей рабочего движения, социалистов и радикалов и т. д. Однако в своей критике буржуазного общества М. является лишь анархиствующим мелкобуржуазным интеллигентом, близким индивидуалистическим идеалам современного ему модернизма и декадентства. Временами кажется, что трусливым и жалким преступникам, одетым в министерские фраки и в бальные дамские платья, он готов противопоставить откровенных, смелых бандитов и проституток в качестве единственных носителей идеала свободы и красоты. Его убийцы, воры, палачи и садисты не только не отталкивают, а скорее увлекают [иезуит Керн ("Себастьян Рок"), аббат Жюль и т. д.]. Мелкобуржуазный анархо-индивидуализм М. особенно ярко проявился в образе Жана Руля ("Дурные пастыри"). Этот организатор стачки поднимает мятеж исключительно для того, чтобы, в духе Ибсена, разбудить жажду очищающей борьбы, к-рая является самоцелью.
В России М. в свое время привлекал интерес довольно широких кругов читателей. Разными слоями и в разное время воспринимались те или другие стороны его творчества. В период революции 1905 имели успех его "Дурные пастыри" и др. произведения, направленные против буржуазии и приспособленчества к ней. В эпоху реакции влияют на больную фантазию писателей-упадочников описания разврата, извращений ("Сад пыток").

 Библиография:  I. М. имеется в многочисленных русских переводах. Полн. собр. сочин. в 10 тт., изд. Саблина, М., 1908—1911; В пореволюционное время издан ряд романов и пьес М., как напр. Жан и Мадлена, Драма в 5 д., перев. М. В. Ватсон, П., 1918; То же, П., 1921; Дурные пастыри, Драма в 5 д., перев. В. Тучанской, изд. "Красная новь", М., 1923; Динго, Роман, перев. Е. Г. Шатуновской, изд. "Мысль", П., 1925; Аббат Жюль, Роман, перев. С. А. Иванчиной-Писаревой. Гиз, М. — Л., 1926; То же, перев. с предисл. П. С. Когана, 2 чч., изд. "Безбожник", М., 1929; Сад пыток, изд. "Космос", Полтава, 1926; Себастьян Рок, Роман нравов, перев. В. Д. Сорокоумовского, предисл. П. С. Когана, изд. "Безбожник", М., 1929, и сборники рассказов.
II. Коган П. С., Философия преступления и поэзия порока (романы Октава Мирбо), "Русская мысль", 1905, IX; Герштейн Ф., Октав Мирбо, "Образование", 1909, I; Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, изд. "Сфинкс", М., 1912; Rodenbach G., L’élite, P., 1899; Bevon M., Octave Mirbeau, son œuvre, P., 1924.
III. Pilon E., Octave Mirbeau. Biographie suivie d’une bibliographie, P., 1903.
И. Коган

Другие люди и понятия:

‘Мир Божий’

'Мир Божий'"МИР БОЖИЙ" — ежемесячный журнал, выходивший в Петербурге с 1892 по 1906. Редакторы: до 1902 — В. П. Острогорский, затем Ф. Д. Батюшков. В первые годы существования журнал ставил специальные задачи… Полная информация

‘Мир искусства’

'Мир искусства'"МИР ИСКУССТВА" — художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899 по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором — С. П. Дягилев…. Полная информация

Мирный

МирныйМИРНЫЙ Панас (псевдоним Афанасия Яковлевича Рудченко) [1849—1920] — украинский писатель. Р. в семье мелкого чиновника в г. Миргороде. Сорок лет служил чиновником в полтавской казенной палате…. Полная информация