Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - О

К оглавлению

Никулин

НикулинНИКУЛИН Лев Вениаминович [1891—] — советский писатель. Р. в семье актера в Волынской губ. С 1911, учась в Московском коммерческом институте, начал сотрудничать в сатирических журналах и газетах (стихи, фельетоны, рецензии). Участвовал в гражданской войне, работая в культпросвете Красной армии. В 1921 с советской дипломатической миссией ездил в Афганистан. С 1922 целиком отдался лит-ой деятельности. Совершил ряд поездок во Францию, Италию, Германию, Испанию, Турцию и пр.
Первые лит-ые воспоминания Н. отмечены явным влиянием буржуазной эстетствующей поэзии эпохи реакции. Ранние стихи, объединенные в сб. "История и стихи Анжелики Сафьяновой" [1918], несмотря на некоторую дозу авторской иронии по адресу "маленьких Ренье из подмосковной дачи", не подымаются над уровнем "салонной" поэзии, эпигонски разрабатывающей темы И. Северянина и А. Ахматовой.
Октябрьская революция резко изменила направленность творчества писателя. В годы гражданской войны он обращается к героической агитке, революционной лирике, политической сатире (сб. стихов "Страдиварий", пьеса "Последний день Парижской Коммуны" и пр.). Часто примитивные по своим художественным средствам, эти произведения показательны как решительный разрыв Н. с эпигонским эстетизмом начальной поры.
Как писатель Н. получил известность с переходом к художественной прозе [1923—1924]. Художник мелкобуржуазной интеллигенции, тесно связанной с богемно-артистической средой, Н. сочетал в своем творчестве увлечение романтико-авантюрными мотивами революционной борьбы (роман "Хмель", 1923) с иронически-скептическим отношением к буржуазно-мещанской действительности. Последнее нашло свое выражение в частности в целой серии юмористических рассказов об обывателях, приспособленцах, бюрократах и т. п., трактованных в общем довольно безобидно и зачастую анекдотически ("Банный лист", "Серафим Жеребецкий", "Вторая Мещанская" и пр.), и в ряде острых, но неглубоких зарисовок мещанской ограниченности зап.-европ. цивилизации ("Парадиз" и пр.).
Представляет интерес попытка Н. создать жанр революционно-приключенческого романа. Борьба оппозиционной и правительственной партий Гюлистана (Афганистан) за обладание неким дипломатическим документом, разоблачающим продажность министров, составляет содержание романа "Никаких случайностей" [1924]. Роман, знакомя читателя с обстановкой Афганистана, с методами дипломатии империалистических государств в полуколониальных странах, обладает известной социально-познавательной ценностью. Однако в следующем романе того же типа — "Тайна сейфа" [1925], — сюжетно более изощренном, от "революционной романтики" не остается следа. В дальнейшем Н. центр тяжести с чисто фабульных эффектов переносит в плоскость игры острыми психологическими коллизиями ("Матросская тишина", "Путешествие на Пигаль" и др.). Но психологическое содержание образов зачастую лишено социально-типического значения, заострено на необычности положения.
Разработка авантюрных сюжетов дополняется у Н. тяготением к большим историческим темам, к широкому охвату действительности ("Голые короли", 1926; "Адъютанты господа бога", 1927). "Адъютанты господа бога" — исторически-документальное повествование о разложении и распаде Российской империи в 1914—1917.
Добросовестно использовав исторические материалы, Никулин все же не сумел показать исторического движения, борьбы классов, приведшей к Октябрьской революции. На первом плане оказались такие эпизоды, как расстрел Мясоедова, деятельность Охранного отделения, убийство Распутина и т. п., тогда как роль революционной организации, фигуры большевиков и рабочих остались очерченными схематично и бегло.
Узость горизонта мелкобуржуазного интеллигента, не умеющего за внешностью явлений разглядеть и ощутить логику социально-исторического процесса, преодолевается Н. в последних его произведениях 1930—1932. Очерки Н. "Письма об Испании" [1930] и в особенности двухтомный роман "Время, пространство, движение" [1931—1932] — яркие примеры быстрого идейно-художественного роста писателя, обусловленного решающими успехами соцстроительства. Тенденция художественного развития Никулина — стремление к углубленно-реалистическому изображению действительности. В "Письмах об Испании" Н. сумел со страны "плаща и шпаги" снять условную оперную маску, в самом пресловутом бое быков увидеть "особую отрасль чисто испанской промышленности", за пышными экзотическими декорациями разглядеть гнет фашистской диктатуры Примо де Ривера и зреющие силы революции.
Реалистичен и автобиографический роман "Время, пространство, движение" — наиболее значительное произведение Н. В замысел Н. входило дать не просто рассказ о своей жизни, а "отражение истории в человеке", свой личный биографический опыт, судьбу своего "сверстника" представить как типическую историю "молодого человека XX ст.". Н. раскрывает социальный смысл жизни поколения мелкобуржуазной интеллигенции, выраставшего в эпоху реакции после 1906, впоследствии вовлеченного в движение революционного пролетариата, из "спутника революции" ставшего ее "участником". Роман Н. — "человеческий документ" современной эпохи, он многозначителен, поскольку автор обнажает социальную почву, на которой возникали романтические шатания "молодого человека XX столетия": среду либеральных литераторов и аристократической богемы, "платонических социалистов" и прекраснодушных мечтателей, восхищающихся героями "индивидуального террора". Страницы романа, на к-рых показаны Одесса эпохи реакции и предвоенный Париж с русской политической эмиграцией, — наиболее яркие по социальному типажу. В жанровом отношении роман "Время, пространство, движение" представляет собой своеобразное явление. В книге нет ни организованного романического сюжета ни хронологической последовательности мемуарного изложения. Действие эпопеи развивается крайне свободно и непринужденно, повинуясь ассоциациям автора, прерываясь комментирующими лирико-публицистическими отступлениями, вставными новеллами-биографиями различных эпизодических персонажей. В итоге получается объединенный единством лирической повествовательной интонации, не чуждой легкой иронии, своеобразный монтаж лит-ых портретов (Л. Рейснер, Маяковского, Куприна, Вертинского, народовольца-эмигранта О. А. Слепцова и пр.), лит-ых пейзажей, зарисовок городов и нравов, отдельных новеллистических эпизодов из жизни героя-автора и т. п.
В своей автобиографической эпопее Н. подвел итог прошлому той части советской интеллигенции, которая нашла свое место в рядах революционного пролетариата.

 Библиография:  I. Страдиварий, Стихи, кн. II, изд. "Обелиск", Киев, 1919; Последний день Парижской Коммуны, Пьеса, Самарское отделение Гиза, Самара, 1921; Четырнадцать месяцев в Афганистане, изд. "Красная новь", М., 1923; Красный флот, Поэма, изд. "Крокодил", М., 1923; Хмель, Роман, изд. "Накануне", Берлин, 1923; То же, изд. 2-е, Л. — М., 1925; Никаких случайностей (Дипломатическая тайна), Кинематографический роман, изд. "Пучина", П., 1924; То же, изд. 2-е, "ЗиФ", М., 1925; Тайна сейфа, Роман, изд. "Пучина", Л., 1925; Голые короли, Роман с эпилогом, изд. "Пролетарий", [Харьков], [1926]; Адъютанты господа бога, Роман-хроника, изд. "Молодая гвардия", [М.], 1927 (было три издания в 1927); Кольцо "А", Юмористические кинорассказы, изд. "Кинопечать", М. — Л., 1927; Матросская тишина, Повести и рассказы, изд. "Круг", [M.], 1927; Банный лист, Рассказы, изд. "ЗиФ", М. — Л., 1927; Продавцы тайн, Сатирический роман, изд. "Молодая гвардия", [М.], 1928; Инженер Мерц (Высшая мера), Пьеса, изд. МОДПиК, Л. — М., 1928; Склока, Комедия, изд. "Теакинопечать", [М.], 1928; Вокруг Парижа, изд. "ЗиФ", М. — Л., [1929]; Высшая мера, Повести и рассказы, изд. "Федерация", М., [1929]; Таракановщина, Сатирическая комедия, изд. "Теакинопечать", М., 1929; Письма об Испании, изд. "Федерация", М., 1930 (изд. 2-е, М., 1931); Записки спутника, "Издательство писателей в Ленинграде", Л., [1932]; Аттестат зрелости, Повесть, изд. Жургазобъединения, М., 1932 (Библиотека "Огонек"); Время, пространство, движение, [Автобиографическая повесть], 2 тт., изд. "Советская литература", М., 1933.
II. Рецензии: Правдухин В., "Красная новь", 1925, IV; Лелевич Г., "Молодая гвардия", 1925, II—III (о "Тайне сейфа"); Фохт У., "Книгоноша", 1926, № 35 (о "Голых королях"); Селивановский А., "На литературном посту", 1927, VII; Лежнев А., "Красная новь", 1927, V (об "Адъютантах господа бога"); Фиш Г., "Звезда", 1928, II; Ежов И., "Красная новь", 1928, II (о "Матросской тишине"); Шафир А., "Новый мир", 1929, № 10; Манфред А., "Книга и революция", 1929, № 4 (о сб. "Высшая мера"); "Книга и революция", 1929, № 10; Николаева Т., "Литературная газета", 1931, № 7 ("Вокруг Парижа"); Семенов Б., "Книга и революция", 1930, № 28; Рыкова Н., "Звезда", 1931, № 3 ("Письма об Испании"); Тагер Е., "Художественная литература", 1932, № 8; Скоблин Ю., "На литературном посту", 1932, № 11 (см. об этом отзыве замечания в "Литературной газете", 1932, № 32, 17 июня, подпись: Мих); Розовская Б., "Ленинград", 1932, № 7; Дымшиц Ал., "Залп", 1932, № 9; Усиевич Е., Романтики прошлого и пафос революции, "Литературная газета", 1932, № 32, 17 июня; Горький М., Письмо Льву Никулину, "Литературная газета", 1932, № 32; Оксенов И., "Новый мир", 1933, № 4 (о "Записках спутника"); Никулин Л., Книги и путешествия, "Литературная газета", 1933, № 32.
III. Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928.
Е. Тагер

Другие люди и понятия:

Нильсен

НильсенНИЛЬСЕН Иенс Петер Закариас [Nielsen, 1844—1922] — датский писатель. Широко популярен в бюргерской среде (тираж его произведений достиг к году его смерти до 400 тыс. экземпляров). Нильсен принадлежит к… Полная информация

Ниношвили

НиношвилиНИНОШВИЛИ Игнатий [1859—1894] — грузинский революционный писатель. Р. в крестьянской семье. Учился в Озургетской семинарии. После первого же конфликта с преподавателями школы был вынужден ее… Полная информация

Нистор

НисторНИСТОР (псевдоним Пинхуса Кагановича) [1884—] — еврейский поэт и прозаик, глава еврейских символистов. Р. в Бердичеве. Долгое время учительствовал. Первые две книги Нистора — "Думы и мотивы"… Полная информация