Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - О

К оглавлению

Но

НоНО — придворный театр сёгунов из династии Асикага, царствовавшей в Японии с конца XIV до середины XVI вв. Сёгуны Асикага, создавая пышную придворную культуру самурайской монархии, восприняли и подвергли обработке основные элементы культуры Хэйанской эпохи — эпохи аристократической монархии IX—XII вв., своеобразный синтез музыкального, танцевального и поэтического искусства к-рой театр Но и представляет.
Текст пьес театра Но — "екёку" — составлен по всем правилам хэйанской поэтики: каламбуры, чередование колонов из 7 и 5 слогов, цитирование известных танок из классических антологий, канонизованная лексика. Многие екёку представляют собой откровенную компиляцию, своеобразный литмонтаж из классических танок и фрагментов хэйанских повестей. Не являясь оригинальными в смысле поэтической техники и стилистики, пьесы театра Но идеологически резко отличаются от хэйанских произведений. В то время как аристократы эпохи хэйан были проникнуты духом гедонизма и соблюдали только показную, обрядовую сторону буддийского и синтоистского культов, самураи, вышедшие на сцену в XII в., активно культивировали буддийский ригоризм, сыгравший крупную организующую роль в жизни этого сословия. Пьесы Но представляют собой откровенную религиозную пропаганду — в них говорится о бренности мирского бытия, о перерождениях, о чудесах буддийских и синтоистских божеств и о силе буддийских молитвословий, освобождающих души древних героев от проклятия. Пьесы театра Но по большей части романтико-фантастические. В роли героев выступают божества, демоны, духи древних богатырей и красавиц. Сцена театра Но представляла собой площадку, с трех сторон окруженную зрителями; помещение для актеров соединялось со сценой мостом — хасигакари. Вместо декораций имелся задник — ширма с изображением сосны. Главных актеров, ведущих действие, было три, остальные играли вместе с хором вспомогательную роль.
Речитативная декламация актеров и хора сопровождалась музыкальным аккомпанементом на флейтах и барабанах. Театр Но оказал значительное влияние на известный театр Кабуки (см.).

 Библиография:  Елисеев С., Японская литература, сб. "Литература Востока", вып. II, П., 1920; Конрад Н., Японская литература в очерках и образцах, Л., 1927; Aston W., A History of Japanese Literature, L., 1899; Florenz K., Geschichte der japanischen Literatur, Lpz., 1909; Perzynski F., Japanische Masken, Nō u. Kuōgen, 2 Bände, Berlin, 1925.
Р. Ким

Другие люди и понятия:

Ноаль

НоальНОАЛЬ Анна [Anna de Noailles, princesse de Brancovan, 1876—1933] — франц. поэтесса и романистка. Н. — типичная представительница буржуазного искусства эпохи империализма. Общественный индиферентизм, пристрастие к… Полная информация

‘Нова генерация’

'Нова генерация'"НОВА ГЕНЕРАЦИЯ" — название журнала и группы украинских футуристов. Первый номер журнала "левой формации искусств" вышел в октябре 1927 в Харькове под редакцией М. Семенко. Вокруг… Полная информация

Новак

НовакНОВАК Венцеслав [Vjenceslav Novak, 1859—1905] — видный хорватский писатель 80—90-х гг., автор многочисленных рассказов и романов. В первый период творчества Н. интересовался гл. обр. этнографическими и… Полная информация