Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - О

К оглавлению

Новалис

НовалисНОВАЛИС (псевдоним Фридриха фон Гарденберга) [1772—1801] — немецкий писатель, один из самых крупных представителей нем. романтизма. Происходил из родовитой дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей карьере, изучал юридические науки. Н. неразрывно связан с так наз. первым (иенским) кружком романтиков, со Шлегелем, Тиком, Шлейермахером, Шеллингом. Особое значение в биографии Н. имеют его отношения к Софии Кюн — невесте писателя. Под впечатлением ее ранней смерти написаны знаменитые "Гимны к ночи".
В творчестве Н. с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций.
Неустойчивость социального бытия своей группы Н. пытался преодолеть в противопоставлении остро ощущаемой им "бренности" сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность деградирующего класса. Смерть в его "Гимнах к ночи" [1800] вместе с ночами, "вестницами бесконечных тайн", прославляется как соединение с "настоящим", слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, а поэтическим, духовным, непосредственным, не осложненным пагубными премудростями рационализма проникновением (интуицией). Отсюда идеал непосредственно творящего, ищущего вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта. Отсюда же исходит Н., провозглашая творчество "наивного, как ребенок, народа" высшей философской мудростью. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке "Гиацинт и роза", вставленной в философский фрагмент "Ученики в Саисе" (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Н. — неоконченном романе "Гейнрих фон Офтердинген" [1797—1800]. В этом романе "о чудесных судьбах поэта, где поэзия в ее многообразных соотношениях и изображается и прославляется", дан в достаточно развернутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма. Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, — образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках "голубого цветка", сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, — нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного "народа", — все это раскрывает тот идейный мир, в к-рый уходит Н. от бренности в поисках абсолюта. "Народ" ремесленно-цехового мира средневековья, "обезвреженный" народ, дается в плане "поэтических состязаний" и идиллического существования, проходящего между станком и сочинением сказок. Утверждение феодально-монархических идеалов Н. с достаточной четкостью демонстрировано в статьях "Христианство и Европа" и "Вера и любовь, или Король и королева". В первой из них Н. скорбит об утерянной власти католической церкви, обуздывавшей вольнодумство, во второй — называет монархию идеальной системой, основанной "на добровольном признании существования идеального человека (короля), который не может и не должен избираться, а должен быть им рожден".
Вся философия Н., его поиски абсолютного, т, е. вечного и прочного, взамен потрясенных основ социального бытия его класса, мистицизм ("Духовные песни"), боязнь "искажающего действительность разума" — это идейный багаж деградирующего класса. Мир, который противопоставляет Н. видимой жизни — "бледному отблеску потустороннего", — это мир положительных реакционно-дворянских идей. Мистицизм оформляется как апология средневековой церкви; монархия мыслится как "большая семья", как прочная база этого идиллического феодально-монархического строя; розовая идиллия ремесленно-цехового уклада феодального средневековья, являвшегося для Н. эпохой высшего подъема поэтического творчества, завершает его систему.
Н., ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством "Молодой Германии" как реакционная сила. В конце XIX в. его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов и неоромантиков конца 90-х гг. — писателей эпохи буржуазного загнивания.

 Библиография:  I. На русск. яз. переведены: В грустный час, Стих., перев. К. Случевского; Гимны ночи, перев. А. Соколовского — см. в хрестоматии Н. В. Гербеля "Немецкие поэты", СПБ, 1877; Ученики в Саисе, перев. Григория Петникова, "Пути творчества" (Харьков), 1920, № 6—7 (и. отд отт.); Гейнрих фон Офтердинген, перев. З. Венгеровой и Вас. Гиппиуса, вступ. статья З. Венгеровой, М., 1914; То же, изд. "Всемирная литература", П., 1922; Фрагменты, перев. Гр. Петникова, М., 1914; Стихи, в перелож. Вяч. Иванова, "Аполлон", 1910, VII; Kritische Ausgabe, hrsg. v. Jakob Minor, 4 B-de, Jena, 1906 (переизд. в 1923); Schriften, hrsg. v. P. Kluckhohn, 4 B-de, Lpz., 1929.
II. Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Карлейль Т., Новалис, перев. В. Лазурского, М., 1901; Деген Евг., Новалис, поэт Голубого Цветка, "Мир божий", 1901, IX; Коган П. С., Письма о Западе (Гарденберг-Новалис. К столетию со дня смерти поэта), "Русская мысль", 1901, V; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, П., 1914; Его же, Роман о Голубом Цветке, "Русская мысль", 1915, III; Коган П. С., Новалис. "Г. фон Офтердинген", "Голос минувшего", 1915, V (отзыв о перев. З. Венгеровой и В. Гиппиус); Браун Ф., Немецкий романтизм. 4. Новалис, "История западной литературы (1800—1910)", под ред. проф. Ф. Д. Батюшкова, т. I, М., 1912; Л., "Книга и революция", 1920, № 3—4 (отзыв об "Учениках в Саисе", перев. Гр. Петникова); Белецкий А. М., Новый перевод Новалиса ("Ученики в Саисе", перев. Гр. Петникова), "Мысль", 1922, II; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. I, изд. 9-е, Гиз, М. — Л., 1929; Cremers P. J., Der magische Idealismus als dichterisches Formproblem in den Werken Fr. v. Hardenbergs, 1921; Dilthey W., Das Erlebnis und die Dichtung, 9 Aufl., Lpz., 1924; Schubart A., Novalis Leben, Dichten und Denken, Gütersloh, 1887; Spenlé E., Novalis. Essai sur l’idéalisme romantique en Allemagne, P., 1904; Simon H., Der magische Idealismus. Studien zur Philosophie des Novalis, Hdlb., 1906; Busse K., Novalis Lyrik, Oppeln, 1898; Maeterlinck M., Le trésor des humbles, P., 1896; Herzog W., Mystik und Lyrik bei Novalis, Stuttgart, 1928; Greiner M., Die frühromantische Naturgefühl in der Lyrik von Tieck und Novalis, Lpz., 1930; Ritter H., Novalis Hymnen an d. Nacht, Hdlb., 1930.
Н. Эйшискина

Другие люди и понятия:

Новгородов

НовгородовНОВГОРОДОВ Семен Андреевич [1892—1924] — якутский писатель, лингвист. Окончил Ленинградский институт восточных языков. После нескольких лет работы по созданию национальной транскрипции получил… Полная информация

Новелла

НовеллаНОВЕЛЛА [итальянское — novella, испанское — novela, французское — nouvelle, немецкое — Novelle] — термин, обозначающий в истории и теории лит-ры одну из форм повествовательного художественного творчества…. Полная информация

Новеченто

НовечентоНОВЕЧЕНТО [Novecento — "Двадцатый век"], лит-ая группировка фашистской Италии, органом к-рой является журнал того же названия (основан в 1926, выходит на французск. яз.). Объединившись вокруг М…. Полная информация