Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - О

К оглавлению

Овидий

ОвидийОВИДИЙ [полное имя Публий Овидий Назон, 43 до нашей эры — 17 нашей эры] — римский поэт. Согласно данным автобиографии ("Тристии", IV, стихотв. 10), О. родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. О., поэт светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в эпоху О. высокой степени своего экономического развития. О. чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего лит-ого поколения, пережившего крушение республики (Вергилий, Гораций), — в его творчестве решительно преобладают эротические темы, притом с упором не на глубину или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными лит-ыми мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения О. отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве. Тенденции самодовлеющего орнаментализма не случайны в поэзии О. В его лице лит-ый стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости, уже таившей в себе семена загнивания и упадка.
О. дебютировал в области эротической элегии ("Любовные песни" — "Amores"), систематически снижая традиционно-условную топику этого жанра и перенося ее в атмосферу римской улицы; иногда элегии О. получали политическую заостренность: поэт полемизировал против тенденций Августа воскресить законодательным путем строгость семейных нравов. Новую форму для вариации мотивов эротической элегии О. создал в "Героинях" (Heroides) — сборнике посланий мифологических героинь к покинувшим их мужьям или возлюбленным, где при кажущемся однообразии тематики искусно нюансирована психология отдельных героинь. О. черпает материал из трагедий Еврипида и произведений эллинистической лит-ры и искусства, но мифологические образы О. полностью модернизирует, сохраняя лишь традиционные имена и ситуации. Обычная в римской элегии маска поэта — "учителя любви" — находит свое завершение в дидактических поэмах О.: "Наука любви" (Ars amatoria) и "Средство от любви" (Remedia amoris), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощренной риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями.
Дидактическими поэмами (к к-рым относится и фрагментарно сохранившаяся "О средствах красоты лица" — "De medicamine faciei") О. подвел итог своей деятельности как поэта любви и перешел к более серьезным темам по образцу "ученой" поэзии эпохи эллинизма, которая особенно охотно разрабатывала этнологические мифы — о происхождении предметов, их свойств, обычаев, праздников и т. п. В "Метаморфозах" О. развертывает свыше 200 сказаний о чудесных "превращениях" в виде связной поэмы, начиная от сотворения мира как первого "превращения" хаоса в космос и кончая самоновейшим официальным мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду.
В "Фастах" (Календарь) Овидий излагает сказания, связанные с праздниками римского календаря, выступая в роли охранителя официальной идеологии, с к-рой он не раз полемизировал в более ранних своих произведениях; впрочем эта полемика никогда не имела значения глубокого социального протеста — О. всегда оставался идеологом класса, заинтересованного в крепости императорского режима. Осенью 8 нашей эры О. был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (совр. Констанца). Непосредственный повод к ссылке О. не известен. Вдали от Рима О. не мог продолжать своих занятий "ученой" поэзией: "Метаморфозы" остались законченными вчерне, а "Фасты" и совсем недоделанными. Творчество О. в ссылке имело по преимуществу лирический характер: "Скорбные элегии" (Tristia) и "Письма с Понта" содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника; "Ибис" — гневная инвектива в "ученом" стиле против какого-то недоброжелателя; дидактическая поэма о "рыбной ловле" (Halieutica) повидимому не была закончена О., который не дождался облегчения участи ни от Августа ни от его преемника Тиберия и ум. в Томах в 17 нашей эры. Из несохранившихся произведений О. высоко ценилась в древности трагедия "Медея". Популярность О. в античности и в средние века была огромна. "Метаморфозы" рассматривались как языческая Библия, подлежавшая переводу и аллегорическому толкованию ("Ovide moralisé"). Для светской поэзии (трубадуры, "Roman de la Rose") О. оставался "учителем любви"; вокруг жизни О. творились легенды. Эпоха Возрождения принесла с собой многочисленные новеллистические переработки рассказанных у О. мифов, а в XVII—XVIII вв. эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем. В XIX в. лит-ая действенность О. ослабела, но образ поэта-изгнанника неоднократно привлекал к себе внимание Пушкина, к-рый сопоставлял свою ссылку на юг с ссылкой О. Несколько стихотворений посвятил О. и Майков.

 Библиография:  I. Русск. перев.: Heroides, перев. Ф. Зелинского (Баллады. Послания, М., 1913), и Д. П. Шестакова (Казань, 1902); Ars amatoria, перев. прозой В. Алексеева (Наука любви, изд 2-е, СПБ, 1914) и А. И. Манна (СПБ, 1905); Искусство любви и Средство от любви, перев. в стихах, под ред. проф. Г. С. Фельдштейна, М., 1926; Метаморфозы, перев. А. Фета (М., 1887) и Ф. Матвеева (2 тт., М., 1874—1876); Тристии, перев. А. Фета, М., 1893; Opera, hrsg. v. R. Ehwald u. W. Levy, B-de I—III, Lpz., 1915—1924; L’art d’aimer (лат. текст), H. Bornecque, P., 1924. Комментированные издания: Ibis, ed. by P. Ellis, Oxford, 1882; Heroides, ed. by A. Palmer, L., 1898; De arte amatoria libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1902; Metamorphosen, erkl. v. O. Korn, 3 Aufl. v. R. Ehwald, Buch I, Berlin, 1903, Buch II, Berlin, 1898; Fastorum libri sex, für die Schule, erkl. v. H. Peter, Lpz., 1907; Id., ed. by J. G. Frazer, 1929; Amorum libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1911; Tristia, ed. G. Nemethy, Budapest, 1913.
II. Покровский М. М., Материалы для характеристики Овидия, "ЖМНП", 1901, кн. VII; Его же, "ЖМНП", 1907, кн. II—IV; Зелинский Ф. Ф., П. Овидий Назон (вступ. очерк к перев. "Баллад-посланий"); Малеин А. И., Овидий и Пушкин, П., 1915; Соболевский С. И., Жизнь и труды Овидия (вступ. очерк к перев. "Средства от любви"), М., 1926; Lafaye G., Les Métamorphoses d’Ovide et leurs modèles grecs, P., 1904; Schrötter W., Ovid und die Troubadours, Halle, 1908; Ripert E., Ovide…, P., 1922; Pansa G., Ovidio nel medio evo e nella tradizione popolare, Sulmona, 1924; Rand E. K., Ovid and his Influence, L., 1926; Martini E., Ovid u. seine Bedeutung für die römische Poesie, в кн. "Epitymbion", v. H. Swoboda dargebracht, Reichenberg, 1927; Slater D. A., Towards a Text of the "Metamorphoses" of Ovid, L., 1927.
И. Троцкий

Другие люди и понятия:

Овсянико-Куликовский

Овсянико-КуликовскийОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич [1853—1920] — видный русский литературовед и санскритолог. Р. в семье крупного таврического помещика. Высшее образование получил в Петербургском, а потом в… Полная информация

Огарев

ОгаревОГАРЕВ Николай Платонович [1813—1877] — выдающийся деятель русского революционного движения, поэт и писатель. Р. в семье богатого помещика. В 1834 в Москве, будучи уже студентом, О. одновременно с… Полная информация

Огнев

ОгневОГНЕВ Николай (псевдоним Михаила Григорьевича Розанова) [1888—] — современный советский писатель. Р. в семье присяжного поверенного. Участвовал в революционном движении, подвергался арестам, но… Полная информация