Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - О

К оглавлению

Ожье

ОжьеОЖЬЕ Эмиль [Guillaume Victor Émile Augier, 1820—1889] — французский драматург "школы здравого смысла" (école du bon sens), одной из разновидностей буржуазного реализма 40—50-х гг. О. — откровенный и последовательный выразитель идеологии господствовавшей крупной буржуазии — восхвалял в своих пьесах деловых людей, индустрию, собственность, богатство, семью, религию — основы буржуазного строя. Его пьесы — буржуазная апология в стихах и прозе "добрых нравов" в противоположность романтической реабилитации куртизанки и "роковой страсти". В некоторых случаях комедия нравов О. дает сатирическую картину современного общества, изображает темных дельцов, продажность прессы, интриги легитимистов-клерикалов ("Сын Жибуайе" — "Le fils de Giboyer", 1863; "Зараза" — "La contagion", 1866, и др.), но О. никогда не поднимался до глубокого изображения буржуазных отношений, данного великими французскими реалистами, особенно Бальзаком. В своей критике О. ограничивается буржуазным морализированием, лишь утверждающим устои буржуазной общественности. Наряду с этим О. всячески подчеркивает свою лойяльность (ср. напр. предисловие к "Сыну Жибуайе"). В своих комедиях нравов — "Нотариус Герен" (Maître Guérin, 1865), "Львы и лисицы" (Lions et renards, 1870), "Зять г-на Пуарье" (Le gendre de M. Poirier, 1854) и др. — О. рисовал ненависть лишенной власти тщеславной аристократии к буржуазии, "скупщикам национального имущества". Он осмеивал современных буржуа, "мещан во дворянстве", толстосумов, привлеченных блеском аристократических титулов. Но в конечном счете буржуа в пьесах О. обретают свою утраченную буржуазную честь. Так, Марешаль в "Сыне Жибуайе" говорит: "Среди моих предков тоже был маршал (maréchal); не маршал Франции, понимаете, а кузнец (maréchal ferrant)..: и я этим горжусь". Социально-политическая идеология О. особенно характерно выражена в пьесе "Зять г-на Пуарье" (в сотрудничестве с Сандо). В ней изображен конфликт разорившегося аристократа и разбогатевшего буржуа. Пуарье приводит аргументы в защиту "хозяйственной" буржуазии: "Правительство уважает промышленность… Торговля — лучшая школа для государственных людей… Кому взять в руки бразды правления, как не тем, кто доказал свое уменье вести собственные дела". И отказавшись от своей дворянской "чести и гордости", маркиз де Прель в заключение соглашается заняться "буржуазными делами", оказывается "достойным быть буржуа". Влияние возродившегося в 40-х гг. классицизма (Понсар, см.) сказалось не только в античном сюжете одной из пьес О. — комедии в стихах "Цикута" (Ciguë, 1844), — но и в некоторых особенностях его драматургической техники. Так, в пьесах О. назойливо фигурируют резонеры — "les théoréticiens de la pièces" (Верделе, Бордоньон и др.), — слуги-наперсники; развязки многих ситуаций построены на неожиданных совпадениях, чудесных случайностях и т. п.
Комедии О. пользовались в современном театре большим успехом благодаря сценичности их и соответствию идеалам господствовавшей буржуазии. В 1857, в пору, когда правительство Наполеона III возбудило ряд лит-ых процессов (против Флобера, Бодлера, Шанфлери и т. д.), О. за свою благонамеренность был избран во Французскую академию.

 Библиография:  I. Дружба и любовь, дерев. В. Зотова, "Пантеон", 1851, № 2; Искательница приключений, там же, 1851, № 5; Нашла коса на камень, перев. В. Каратыгина, "Сын отечества", 1852, № 7; Габриэль, перев. И. П. Крешев, "Библиотека для чтения", 1853, № 6; отдельное изд., СПБ, 1852; Замужество Олимпы, СПБ, 1874; Мадам Каверле, СПБ, 1876; Старший брат, СПБ, 1878 (литограф.); Две семьи, перев. Ив. Щеглова, СПБ, 1888 (литограф.); То же, "Артист", 1892, № 9; Клерикалы, Москва, 1909; Œuvres diverses d’Émile Augier, Paris, 1878; Théâtre complet, 7 vv., Paris, 1889.
II. Благосветлов Г., Последние комедии Э. Ожье, "Общезанимательный вестник", 1858, № 9; Тур Е., Литературные заметки, "Русский вестник", 1858, август; Е. О. [Е. И. Утин], Эмиль Ожье и реализм современной драмы, "Вестник Европы", 1868, № 4, "Русский вестник", 1858, т. XIV, апрель; Tour Е., La jeunesse, Comédie en cinq actes et en vers par Émile Augier, Paris, 1858; France A., La vie littéraire, v. I, P., 1888; Morillot P., Émile Augier, Grenoble, 1901; Gaillard de Champris, Émile Augier et la comédie sociale, P., 1910; Friedrich W., Die Entwicklung Emile Augier bis zu seinen Sittendramen, Diss., Lpz., 1931.
III. Talvart H. et Place J., Bibliographie des auteurs modernes de langue française, volume I, Paris, 1928.
М. Эйхенгольц

Другие люди и понятия:

Озерная школа

Озерная школаОЗЕРНАЯ ШКОЛА [Lake School of Poetry] — название группы поэтов, так наз. "романтиков", широко распространенное в буржуазном литературоведении. В состав О. ш. по внешним и крайне отвлеченным признакам… Полная информация

Озеров

ОзеровОЗЕРОВ Владислав Александрович [1769—1816] — русский драматург начала XIX в., происходил из старинного дворянского рода Тверской губ., учился в Шляхетном сухопутном кадетском корпусе, принимал… Полная информация

Озирис

ОзирисОЗИРИС — умирающий и воскресающий бог древнего Египта, олицетворение увядания и возрождения растительности. Культ О. стоял в центре загробных верований древних египтян. Миф об О. в наиболее… Полная информация